Эксперт: саратовскому министру транспорта Алексею Зайцеву смягчат обвинение или даже закроют дело

Следствию сложно будет доказать, что зарплата, которую платили фиктивно принятой на работу в дорожную фирму супруге министра Алексея Зайцева, является взяткой ему самому. Сегодня Волжский районный суд отстранил главу министерства от должности на время предварительного следствия. Иных подробностей о ходе расследования правоохранители не сообщают.  Как заявлялось ранее, 3 млн рублей, квалифицированные как взятка, были зарплатой, которую получала супруга министра, принятая на должность инженера-лаборанта в компанию, занятую дорожным строительством. По мнению главы юридического бюро «Аргументъ» Андрея Ларина, дело может быть в итоге переквалифицировано на другую статью. Прежде всего, заметил он, сам факт приема на работу сотрудницы, которая на деле не исполняет обязанностей, а лишь числится в штате – личное дело учредителя компании, если он согласен трудоустраивать «мертвые души», никто ему этого делать не запретит. Чтобы зарплата супруги министра (на тот момент еще главы Дирекции транспорта и дорожного хозяйства) считалась взяткой, следствие должно доказать аффилированность этой компании с ним.
- Правоохранительные органы должны будут проверить взаимосвязь и аффилированность Алексея Зайцева с той фирмой, в которой у него работала жена. Если аффилированность прослеживается, следователи докажут, что он мог повлиять на экономическую деятельность компании, тогда зарплату можно расценивать как взятку. Но при условии, что супруга чиновника действительно ничего в компании не делала. Опросят сотрудников фирмы, посмотрят на ее должностные обязанности и доказательства их выполнения, - пояснил эксперт.
По данным  ИА «Взгляд-инфо», супруга министра была трудоустроена в ООО «Балдорстрой», балашовскую дорожную фирму, принадлежащую Александру Жегунову и Николаю Перову. Однако, согласно базам данных, эта компания никогда не участвовала в областных дорожных тендерах, и Дирекция транспорта и дорожного хозяйства ни разу не заказывала у нее дорожных работ. Все контракты «Балдорстроя» - муниципальные. Компания ремонтирует дороги в районах области и участвует только в тендерах, объявленных местными администрациями. В этом году она получала заказы от администраций Балашовского, Романовского, Самойловского районов, Пионеровского и Красавского муниципальных образований. Выручка «Балдорстроя» по итогам 2019 года составила 26,4 млн рублей, а на протяжении последних лет она держалась на уровне 30-40 млн рублей.
- Зарплату сложно считать за взятку. Возбудить дело по этим основаниям следователи теоретически могут, но в дальнейшем съедут на злоупотребление должностными полномочиями, - оценил перспективы дела Андрей Ларин. - Опять же, если докажут взаимосвязь между Алексеем Зайцевым и данной компанией. Я думаю, что взаимосвязи между его должностными обязанностями и финансовыми результатами этой фирмы не найдут.
Уголовное дело в отношении главы минтранса возбуждалось по данным прокурорской проверки, но материалы для нее - результаты оперативной работы областного УФСБ. Как пояснил Андрей Ларин, это говорит о том, что факт трудоустройства супруги министра, скорее всего, вскрылся в результате агентурной работы. Именно от нее поступает 80% всей информации для оперативников, и только 20% дают прослушка телефонных разговоров, наружное наблюдение и другие мероприятия.
- Я не питаю особых иллюзий. Думаю, дело сначала переквалифицируют на злоупотребление полномочиями, а потом его и вовсе закроют. Не знаю, зачем ФСБ за него бралось, наверное, это больше политический момент, - заключил эксперт.