Саратовский эксперт: "черных лебедей" нет, у россиян "день сурка", а экономическое поведение зависит от возраста

Очередной "Полезный завтрак" "Опоры России" провел доктор экономических наук, профессор Александр Неверов. Он возглавляет Саратовский институт психолого-экономических исследований. Его уникальные разработки позволяют исследовать ожидания и поведение населения с точки зрения психологии, социологии и экономики. 

"Черных лебедей" нет

Г-н Неверов начал свое выступление с того, что признал, что "тема обо всем и ни о чем", в вузовской аудитории он не появлялся уже два года, потому что "там скучно".  - С институтом народно-хозяйственного прогнозирования и центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования при правительстве РФ готовили консенсус-прогноз России (пока не опубликован). И от этого уровня опускаемся до регулярного мониторинга экономических ожиданий населения. Сейчас мониторим Россию, ЕАЭС и БРИКС. В этом году запускаются Саудовская Аравия и Венесуэлла. За 7 лет есть выявлены определенные тренды и движения, плюс занимаемся прогнозированием того, что будет происходить, и оценкой применительно к МСП и глобальному бизнесу, - очертил спикер масштаб вопросов.
Термин "Черный лебедь" ввел американский эссеист Нассим Талеб, обозначив им "труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия".
Говорить об этом едва ли не на каждой площадке, по мнению Неверова, начали с января 2020 года, объясняя внезапное появление коронавируса, растянувшуюся на два года пандемию, СВО и санкции.  - И сейчас все так привыкли, что все будет не так, как мы ждем, что и у бизнеса, и у обычных россиян формируется ощущение, что предсказать нельзя ничего. Из этого схлопываются стратегии и планы, деньги откладываются про запас, готовятся отступные коридоры, - пояснил спикер. Г-н Неверов признал, что в России геополитика и геополитические риски "всегда были главными для экономики", а в ближайшие 2-3-4-5 лет они "главные для всего, для всей мировой экономики". И они настолько связаны с личностью лидеров, какими-то неконтролируемыми со стороны бизнеса факторами, что "для нас эти факторы кажутся "черными лебедями".  Однако главный тезис, на котором стоит возглавляемый ученым Институт психолого-экономических исследований: "Никаких "черных лебедей" за последние 10 лет не было. Ни одного". 
- То, что мы такими воспринимаем события вокруг, связано с тем, что мы слишком верим определенным нарративам, психотехнологиям и инфополю, идущему от официальных, полуофициальных, неофициальных и экспертных кругов. Мы слишком верим тому, что нам говорят вслух, - констатировал эксперт.
По его мнению, "на самом деле, если бы не было коронавируса, то его бы придумали", аналогично - с СВО. - Что-то подобное должно было произойти, потому что нужны развязки для тех экономических макропроблем,  в которые мировая западная экономика влетела в 2008 году. Развязки идут через видимость "черных лебедей" и во время кризисов те, у кого больше денег, получают преимущество за счет капитала и ресурсов, а те у кого денег было посерединке и меньше, передают деньги этим тузам, потому что для них это и выглядит "черными лебедями", - объяснил спикер главный тезис своего выступления.

Время запасать сахар, делать деньги и расстаться с образом будущего

Переходя к исследованиям института, г-н Неверов констатировал, что традиционно экономические ожидания и поведение россиян ранжировались в зависимости от доходов. Однако с конца февраля 2022 года страты неизменно формируются в зависимости от возраста, а точнее по периоду рождения. - Этому можно искать разные объяснения. Простое - это некий советский опыт и кризисов, которые мы прожили, - пояснил аналитик. Г-н Неверов пояснил, что люди до 1978-го года рождения в феврале 2022 года  боялись происходящих событий, скупали сахар. Сейчас они уже адаптировались и реагируют спокойно, уверенные, что приближаются новые 90-е, предполагая, что сейчас Россия переживает 88-89-е годы, а завтра будет 90-92-й год.  Попадающий в эту страту представитель "Опоры России" Роман Репин констатировал, что то время "характеризовалось слабым государством, на которое можно было просто не обращать внимания". В противовес современности, когда ситуация кардинально другая: государство, считая, что люди - новая нефть, по мнению предпринимателя, "запустило руки и в карманы россиян, и в карманы бизнеса". 
- Это не будут те же самые 90-е годы. В четвертом квартале 2022 люди начали ждать, когда государство "из карманов уйдет" и станет чуть посвободнее и легче действовать. Но на самом деле мы все ждем переходного кризиса, похожего на 89-92 года, когда и государство было и негосударство было и было непонятно, куда все движется и надеяться надо было только на себя, - в ответ сообщил Неверов. 
Этой категории кажется, что "будет либо уход государства и новая либерализация или же, наоборот, закручивание гаек и схлопывание бизнеса", пояснил эксперт. Вторая возрастная страта людей, рожденных в 1978-1985 годам, расценивает ситуацию как время возможностей. В 90-е им было мало лет и не успели в тот кризис занять свободные ниши. Теперь, по версии исследователя, они рассчитывают на то, что успеют занять их сейчас.  - Те, кто родились с 1986-го года и позже - им тяжелее всего, потому что эвристики-опыта (совокупность приёмов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач, - прим. "БВ") проживания таких кризисов у них. И они расценивают происходящее как абсолютный "черный лебедь" и схлопывание образа будущего: они не понимают, как дальше жить, какой будет страна и мир, о карьере речь вообще не идет, - уточнил эксперт. 

Парадоксы экономического поведения

При этом он подчеркнул: "важно не то как будет, потому что из опрошенных никто не знает как будет, важно, что их образ будущего определяет то, как они действуют сегодня, их экономическое поведение". Наглядный пример: средний чек общепита в 2022 году упал, а посещаемость его выросла, что доказывает, что люди хотят общаться, но не готовы тратить на этом много денег. - При этом промпроизводство скорее чуть-чуть растет, чем падает, а вот все что связано со сферой услуг и обмена испытывает очень большие трудности, - констатировал эксперт.  
Еще один парадокс: люди вроде бы как начали больше тратить, но при этом они начали больше сберегать, тем самым выводя деньги из экономики. По статистике растет количество кредитных карт, но это статистический миф: банки во второй половине прошлого года их всучивали направо и налево.
- Используют их немного, большая часть кредитов у тех, кто уже был в кредитах на первую половину 2022 года. Все остальные предпочитают кредиты и в долг не брать - и это лучшая характеристика того, что образ будущего схлопнулся, - заключил Александр Неверов. Однако инфополе, по его мнению, "достаточно хорошо пытается продать два образа и на молодежь с 1986 года они заходят - возвращение в страшный, 1937-го года "совок" и распад страны. Что, отмечает эксперт, "добавляет ощущения, что все идет через "черные лебеди". 
- С научной точки зрения ситуация объясняется отказом россиян от прогнозирования в пользу эвристики (опыта). Ты не веришь всему тому, что происходит вокруг тебя, опираешься лишь на свой личный опыт или опыт ближнего окружения. По факту это атония: перестает работать реклама и все, что связано с продвижением бизнеса. Люди отключаются от внешнего инфополя, они ему перестают доверять, для них это становится формой нагрузки, - констатировал аналитик. 

Ожидания и день сурка

Г-н Неверов рассказал о том, как в связи с событиями последнего года менялись ожидания россиян. Сразу после начала СВО и до августа-сентября население ожидало реальный экономический кризис, с сентября - кризис политический. В четвертом квартале прошлого года люди поняли, что "ничего из этого не произошло" и "люди вообще перестали чего-либо ждать". - Сейчас нет ни ожидания кризиса, ни ожидания роста, есть ощущение, что все это будет длиться вечно. Такой своеобразный "день сурка". С экономической точки зрения это абсолютный тупик для новых проектов. Люди сейчас не меняют потребительское поведение, покупая лишь то, что могут себе позволить. Они не следят за новинками, их не интересует технический прогресс в виде нового айфона. Мы ничего не меняем, потому что ждем, когда это все закончится, - пояснил аналитик. 
При этом со второй половины октября у россиян "началась новая модель экономического поведения", хотя "еще никто не знает, какая она". Определится она к середине 2023 года, если не будет резких изменений в геополитике и политике. От экономики это уже не зависит.
Мнение эксперта по поводу инфляции, дальнейшего экономического поведения, упущенного властью авансированного доверия, формировании нового общественного договора и моделях развития человечества читайте в продолжении.