«Саратовский комбикормовый завод» съедают пензенские «термиты»: тайна мирового соглашения на фоне арбитражных войн

Главная ценность ОАО «Саратовский комбикормовый завод» (СКЗ) - это территория в 3,2 гектара по соседству с новой саратовской набережной, которая находится у акционерного общества в долгосрочной аренде. Эта земля и приковала всеобщее внимание к предприятию, после того как в 2016 году КБ «Стрелка» разродилось проектом по реконструкции набережной и обустройству пляжа в городской черте. Ради воплощения замысла сделать нужно было всего ничего: снести три завода, где трудилось более 700 человек, а также убрать железнодорожные пути. При этом СКЗ выглядел не особенно сложной целью, его финансовое положение было подорвано, из-за привлеченного в 2016 году кредита Сбербанка в объеме всего 20 млн рублей земля и 6 производственных зданий оказались в залоге. Поправить дела заводу не удалось, еще в 2016 году СКЗ намеревалось обанкротить московское ООО «Глобэкс Грейн», однако процедура наблюдения была начата только в 2018 году по обращению мелкого кредитора ООО «КрасАн» с объемом требований всего 580 тыс. рублей. В итоге «Глобакс-Грейн» встал в реестр кредиторов с требованиями, эквивалентными 13 млн рублей, а права требования по кредиту от Сбербанка перешли к ООО «Великоновгородский комбикормовый завод» (ВКЗ). Это не единственное предприятие из Новгородской области, попавшее в реестр кредиторов саратовского завода.
Появление этих взыскателей – дело рук крупных акционеров, получивших 65% акций СКЗ. Бывший директор завода Виктор Тапилин передал свой пакет группе выходцев из Кабардино-Балкарии Расулу Сейнову, Кириму Ахматову и Марату Хамокову за символическую цену, но с условием, что новые владельцы погасят долг предприятия по налогам в размере 20 млн рублей, выплатят персоналу зарплату в сумме 5,5 миллиона и сохранят производство.
Вместо этого новые акционеры кинулись скупать долги, чтобы обеспечить себе крепкие позиции в неизбежном банкротстве. Один из трех «богатырей» – Расул Сейнов - получил контроль над «дочкой» завода – ООО «Татищевская птицефабрика», не потрудившись, как утверждали другие совладельцы, до конца выполнить обязательства по оплате долей. В итоге правопреемство по требованию кредита Сбербанка перешло с ООО «Великоновгородский комбикормовый завод» на это юридическое лицо. Лояльность инициатора банкротства компании «КрасАн» (Мордовия) дала возможность кабардинским деятелям поставить на процедуру нужного временного управляющего в лице Максима Добычина из НП «ЦФОП АПК». Расстановка сил в банкротстве была также в пользу кредиторов-выходцев из КБР. Так, за ООО «Татищевская птицефабрика» было 66% голосов в реестре кредиторов, за ООО «Агроинвест» (правопреемник по требованию ООО «КрасАн» на сумма 4,6 млн руб,) - 15,6%, за компанией ООО «Великоновгородский кролик» - 4,23%. Как утверждала в своем обращении в 12 ААС налоговая служба (чуть более 6%), все эти кредиторы были аффилированы друг другу. В марте 2020 года эти три компании «снесли» Добычина, потребовав на собрании его отстранения. В июне Добычин покинул свой пост, попав под дисквалификацию, после чего суд методом случайного выбора определил новое СРО и кандидатуру. В итоге три месяца спустя, в сентябре 2020-го место Добычина занял Виктор Алтунин из СРО ААУ «Евросиб», однако в декабре 2020-го по требованию независимого кредитора 12 ААС отстранил Алтунина и вернул к власти НП «ЦФОП АПК» в лице его представительницы Александры Пермогорской.
В это время в СКЗ шло уже конкурсное производство, которое, как известно, должно заканчиваться либо распродажей активов с торгов, либо продолжением профильной деятельности компании. Вряд ли комбикормовый ренессанс интересовал «инвесторов» из Кабарды, коль скоро при них цеховое оборудование благополучно улетело в металлолом. Совсем ни к чему им и торги, ведь на кон попадет право аренды 3,2 гектара в центральной части Саратова. Куда интереснее держать землю и диктовать свою волю городским властям, когда суета с набережной и пляжем достигнет апогея.
Видимо, желанием сохранить статус-кво продиктовано и загадочное мировое соглашение, которое утвердило собрание кредиторов в марте 2021 года. Текст его конкурсный управляющий Пермогорская на ЕФРСБ не обнародовала. Пошатнуть позиции кабардинских кредиторов пыталось ООО «Теллус», которое еще в 2019 году подало в суд заявление о правопреемстве по требованиям Татищевской птицефабрики. Однако в феврале 2021-го, после двух экспертиз, арбитраж констатировал, что договор цессии между компаниями от 2018 года является фальшивкой. Кстати, сам «Теллус» (учрежден в Саратове неким Павлом Кашевым) в том же месяце был признан должником НВКбанка на сумму более 206 млн рублей. Однако в атаку пошли налоговики, которые не собирались мириться с воцарением НП «ЦФОП АПК» в лице Александры Пермогорской. В конце марта в кассации состоялось весьма драматичное заседание, незадолго до которого некое ООО «Эко-Плюс» попыталось вывести ФНС из процедуры, погасив долги завода перед бюджетом на 2,4 миллиона рублей.
Эта неведомая компания даже заявила в кассации отказ уполномоченного органа от жалобы, однако все эти мелкие дерзости силы не возымели. Кассация приняла во внимание, что СКЗ уже накопил текущих долгов по налогам на сумму 51 млн рублей.
Кроме того, окружной арбитраж иными глазами посмотрел на аффилированность: в тексте постановления указано, что член кабардинской тройки Кирим Ахматов является не только директором ООО «Агроинвест», но и владельцем акций СКЗ. В этой ситуации первая инстанция совершенно обоснованно доверила выбор СРО и конкурсного управляющего генератору случайных чисел. К огромному неудовольствию 12 кредиторов, делегировавших в кассацию общего представителя, суд отменил определение 12 ААС и оставил в силе решение областного арбитража. Чем это обернется, сумеет ли сменщик Пермогорской выдержать давление консолидированных формально и неформально взыскателей, покажет время. А сейчас в суде идет активное замещение членов реестра на одного-единственного преемника – пензенское ООО «Термит Плюс». Отметим, что совсем недавно, 16 апреля, эта компания, занимающаяся строительством жилых и нежилых зданий, приобрела у «Великоновгородский комбикормовый завод» права требования в банкротстве Татищевской птицефабрики. ВКЗ - кредитор фабрики на сумму 1,4 млн рублей, а неведомое «Термит Плюс» купило себе место в процедуре за 140 тысяч. Нет сомнения, что конечная цель этого новоявленного игрока – консолидация максимального числа кредиторов.
Справка «БВ». ООО «Термит Плюс» зарегистрировано в Пензе в 2014 году, основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий. Гендиректор и учредитель с 2020 года – Максюшкин Владислав Сергеевич, ранее учредителями были Игорь Чичкин, Владимир Корзун, Олег Лукьянов. Уставный капитал 10 тыс. рублей, выручка в 2020 году выросла на 42 млн рублей и составила 97 млн рублей, прибыль – 140 тыс. рублей. Сведений об участии в госзакупках нет.