Сгоревшую мельницу Червова под Саратовом заколотили, но есть надежда. В Нижнем на реставрацию ОКН бизнесу дадут субсидии

На мельнице Червова в Новоузенске закончили консервационные работы. Несмотря на пожар, новые владельцы не теряют надежды привести ее в порядок. В Нижнем Новгороде тем временем предприниматели, восстанавливающие ОКН, получат субсидии из бюджета.

Новоузенск: мельница Червова

- Уже как с неделю назад мы закончили работы по консервации конторы при мельнице. Временно заколотили оконные и дверные проёмы, а также перекрыли крышу баннерной тканью, чтобы до полной реставрации дожили хотя бы мощные балки, - сообщил новый совладелец здания Александр Артемьев.  По его словам, обрешётка кровли пришла в негодность - около трех лет назад она лишилась шифера. - Наступать на такие доски было опасно и ребятам приходилось, практически, ползать, распределяя тем самым нагрузку на большую площадь, - пояснил он. По словам владельца, на чердаке обнаружены следы от трёх печей, некогда отапливающих контору. Артемьев отметил, что в будущем их тоже хотелось бы восстановить. Напомним, в начале августа здание горело, пожар охватил весь комплекс. Долгие годы мельница была заброшена, но недавно ее купили энтузиасты, намереваясь заняться реставрацией.
Новым владельцем стал Александр Артемьев, уроженец Новоузенска, а сейчас - житель Санкт-Петербурга, известный по проекту реставрации дверей и окон "Двери с помоек".  Новость о пожаре он назвал чудовищной. Чуть позднее он уточнил, что "по версии следствия - это поджог". В комментариях подписчики предположили, что новые владельцы "кому-то перешли дорожку".
Нижний Новгород: субсидии на ремонт ОКН
Между тем в Нижегородской области с октября запущен механизм субсидирования расходов бизнеса на восстановление объектов культурного наследия. Его инициировал местный бизнес-омбудсмен Павел Солодкий.

Участниками господдержки могут стать бизнесмены и физлица, владеющие ОКН или взявшие такую недвижимость в аренду или безвозмездное пользование. 

- Собственникам ОКН субсидируют до 70% понесенных и подтвержденных затрат, владельцам вновь выявленных объектов культурного наследия – до 50% расходов на их восстановление. Размер субсидии может достигать 20 млн рублей, - поясняет Ъ

Компенсацию можно получить в обмен на ремонт кровли, фасадов, несущих конструкций и инженерных сетей, также госэкспертизу проектной документации и инженерных изысканий, затраты на получение и выполнение техусловий, техприсоединения к сетям и проектно-изыскательские работы.

Этот механизм станет еще одной мерой поддержки в копилке правительства Нижегородской области: ранее оно утвердило 

Ранее правительство Нижегородской области утвердило порядок субсидирования предпринимателям процентных ставок по кредитам на восстановление объектов культурного наследия.

Саратову такие меры пока не грозят. Здесь власть с одной стороны, выбирает судебные тяжбы, отсуживая у бизнеса ОКН, заставляя через арбитраж привести в порядок сгоревшее здание гостиницы или же никак не помогая в решении вопросов другой гостиницы. Бизнес в Саратове в основном самостоятельно решает финансовые вопросы, связанные с реконструкцией и реставрацией ОКН. В последнее время это либо ярославская компания, выкупившая помещения в нескольких исторических гостиницах Саратова и за свой счет проводящая реставрацию. Или же неназванные благотворители, которые под эгидой спикера ГД РФ Вячеслава Володина или депутата ГД РФ Николая Панкова ремонтируют громкие исторические объекты.
Или же бессменный апологет саратовской старины, ресторатор Андрей Табояков, стремящийся открывать свои кофейни в исторических зданиях.  Как он недавно отметил, с финансированием таких проектов всегда было "очень туго". Дом Блюма в итоге он расселял почти 30 лет, потратив 10 из них на согласование проекта.
Видимо, поэтому даже акции "в аренду за рубль" вызывают у бизнеса лишь редкие всплески интереса. Финансовые вложения со стороны бюджета по-прежнему нулевые, хорошо, если чиновники просто не мешают или ограничат свое участие помощью в подготовке проектной документации или прохождении ГИКЭ. В итоге исторический центр в Саратове, не говоря уже об Энгельсе, Балаково и других городах, продолжает гореть и разрушаться.

Саратов: программа "дом за рубль"

На днях общественник Александр Ермишин прокомментировал необходимые, по его мнению изменения в программу "дом за рубль". Эта тема обсуждалась на заседании профильной комиссии в гордуме. 
Он отметил, что городские депутаты на комиссиях "проявляют активность" только в минимизации ущерба гражданам от решений властной машины, практически не проявляя инициатив в нормотворчестве, нацеленных на упрощение жизни горожан и решение самой же властью декларируемых задач.
Все, что гордепами выдавалось за таковые - переименование улиц, запрет вывесок на иностранных языках, разрыв отношений с городами-побратимами, г-н Ермишин назвал лежащим за пределами круга насущных и животрепещущих проблем.  Говоря о программе, он подчеркнул, что сейчас условием участия в ней является «освобождение объекта от прав третьих лиц», то есть объект должен на 100% находиться в муниципальной собственности. - При беглом анализе профильного законодательства мне не удалось найти прямого требования закона на этот счет, что дает основание подозревать городскую власть в необоснованном самоограничении в этом вопросе. Даже если таковое требование в каком-либо нормативном акте существует, то, полагаю, депутаты городской думы (если речь о муниципальной норме) должны рассмотреть вопрос об его отмене. Если речь о региональном или федеральном законодательстве, то необходимо провести соответствующую работу с субъектами законодательной инициативы на предмет изменения данной нормы, - считает общественник.  Он пояснил, что большинство разрушающихся ОКН в Саратове - это 2-3-этажные здания, верхние этажи которых уже расселены, а первые этажи являются нежилыми и находятся в собственности или долгосрочной аренде у физических и юридических лиц. То есть присутствуют те самые «права третьих лиц».
- В результате для включения данных объектов в программу «дом за рубль» муниципалитет должен либо расторгнуть договор аренды, либо изъять имущество в собственность муниципалитета. Это не только затратно для муниципалитета по времени и финансам, но и противоречит как здравому смыслу, так и декларируемой политике поддержки малого и среднего бизнеса, - убежден Ермишин.
По его мнению, разумнее было бы "не портить отношения с «третьими лицами», а заинтересовать их и предоставить им право взять «за рубль» расселенные и освободившиеся помещения на верхних этажах вместе с обязательствами по сохранению". В этом в первую очередь могут быть заинтересованы собственники помещений на первом этаже.  Судя по тому, что обсуждают депутаты и общественность, до нижегородской идеи субсидирования расходов или процентов по кредиту на восстановление ОКН, Саратову еще очень далеко.