Штраф до 60 млн или тюрьма: как можно наказать чиновников, ответственных за сгоревший Дом офицеров в Энгельсе

Зампредседателя Градозащитного совета при облдуме Владимир Лешуков спустя три дня прокомментировал ситуация с пожаром в Гарнизонном доме офицеров в Энгельсе. По его мнению, чиновников ГУПа, отвечавших за ОКН, надо уволить. А вот проект придется делать заново. Есть ли необходимость: по предыдущему проекту львиную часть работ все равно составлял демонтаж здания с последующим восстановлением? Г-н Лешуков уверенно говорит о криминальной составляющей пожара: со ссылкой на пожарных, которые еще на месте событий «вполне открыто говорили на месте», что это был поджог с трех сторон. По мнению общественника, поджог «может быть следствием первого обстоятельства и совершенно точно является результатом второго». По его версии, он связан с «желанием изгнанных с саратовского рынка наиболее одиозных, недобросовестных застройщиков послать некий месседж беспрецедентно усилившемуся градозащитному движению Саратова». В качестве примера «беспрецедентного усиления» он приводит состоявшееся в конце июля заседания, а также совещание с областной властью за два дня до пожара. Туда, по его словам, «прибыли и местные, и иногородние инвесторы, готовые вложить деньги в исторические памятники». Ни фамилий "одиозных застройщиков", ни потенциальных инвесторов, рвущихся вложиться в ОКН, Владимир Лешуков не назвал.  Кроме того, пожар он считает «тупым разгильдяйством, профнепригодностью той областной структуры, у которой ГДО числился на балансе и которая даже после огромного вала обращений, сигналов, «пинков», звонков, официальных писем не смогла обеспечить на объекте круглосуточное присутствие ЧОПа с видеонаблюдением».
Этот тезис, правда, слегка противоречит предыдущему: при всем усилении градозащитников, работающих под крылом облдумы и рука об руку с зампредом правительства Строковым, они так и не смогли добиться от владевшего ГКУ «Управление капитального строительства», подведомственного комитету по реализации инвестпроектов в строительстве ни охраны здания, ни его консервации.
Кстати, Анатолий Строков при появлении в саратовском правительстве сообщил, что будет курировать строительный комплекс и объекты культурного значения. Можно лишь удивиться, какой волей и авторитетом должны обладать руководитель ГКУ Владимир Шевцов и глава комитета Роман Карякин, чтобы противостоять и беспрецедентно усилившимся общественникам, и целому зампреду в нежелании сохранить вверенный ОКН.  Между тем Владимир Лешуков считает, что их как раз стоит уволить. 
- Градозащитное сообщество ждет отставок начальства, самого жесткого наказания, возможно даже уголовных дел, - подчеркнул он. - А подонки, заказавшие, осуществившие, допустившие пожар 7 августа непременно ответят за свое преступление.
Напомним, что за снос или действия/бездействия, приведшие к разрушению ОКН или их исчезновению, предусмотрены административная - штраф до 60 млн рублей - и уголовная ответственность - лишение свободы до 6 лет. Кто из чиновников, ответственных за Дом офицеров, понесет наказание и понесет ли вообще - неизвестно.  Общественник также высказался по поводу состояния и дальнейшей судьбы дома офицеров. По его словам, вместе с главой комитета культурного наследия Владимиром Мухиным он осмотрел здание, констатировав, что выгорело оно не полностью. - Первый этаж уцелел. Второй и третий этажи пожар затронул сильно, но не целиком - до Малого зала, к примеру, пламя вообще не добралось. В Доме офицеров по-прежнему есть и исторические двери, и колонны с капителями, и лепнина, и метлахская плитка, и декор лестниц, и так далее, - обрадовал он любителей ОКН. Но при этом констатировал, что придется заново выполнять проектирование - по его мнению, предыдущий проект потерял актуальность. - Полноценная реставрация подлинного объекта с воссозданием утраченных внешних и внутренних архитектурных элементов - и сегодня тот единственный путь, какой возможен для Дома офицеров, - резюмировал он.  При этом ни Мухин, ни Лешуков не сообщили в каком состоянии находятся предметы охраны ОКН, включающие в себя спортзал, в котором проходил физическую подготовку особый отряд первых советских космонавтов, актовый зал, где в 1965 году проходила встреча Юрия Гагарина с авиаторами и комнату, где жила Марина Раскова, в 1941-м году руководившая здесь формированием первых женских авиаполков.  
Ни общественник, ни представители власти также ничего не сообщили о финансировании работ по восстановлению. Напомним, разработка предыдущего ПСД обошлась бюджету в 15 млн рублей, а Вячеслав Володин обещал помочь с поиском финансирования на реставрацию. В последнее время речь шла о сумме в почти 640 млн рублей.
Впрочем, теперь цена вопроса может снизиться. Напомним, что согласно направленному на ГИКЭ проект (на публичных слушаниях был до 10 августа, но теперь страница не найдена, сам акт можно посмотреть здесь), часть работ были связаны с демонтажем перегородок, плит и балок покрытия, а также стропильной системы и кровли, которая не только сгорела, но и обрушилась.  Напомним, что ранее облдеп Алексей Наумов, также состоящий в градозащитном совете, отметил, что 600 млн рублей, запланированных на восстановление ГДО, хватило бы на реставрацию 10 объектов культурного наследия. - Если сейчас кинуть ресурсы на восстановление ГДО — мы можем потерять что-то важное и пока ещё подлинное и живое, — заявил он.
Справка «БВ». Гарнизонный дом офицеров был построен в 1935 году при Энгельсской авиационной школе лётчиков. Проект выполнил известный советский архитектор Иосиф (Осип) Каракис. В Доме офицеров формировалась 148-я стрелковая дивизия женских авиаполков Марины Расковой, проходили сборы Дальней авиации СССР. В спортзале физической подготовкой занимался первый отряд советских космонавтов, в который входили Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Герман Титов, Павел Попович и другие.