Средний бизнес как добыча ФНС. На кого в Саратове охотятся налоговики и почему им не интересны фирмы-однодневки

Российских налоговиков раскритиковали за непрозрачность процедуры предпроверочного анализа бизнеса. Как выяснилось, проще всего попасть под раздачу действующей компании из сегмента среднего бизнеса. А фирму-однодневку даже если заметят, с нее все равно нечего взыскать в бюджет. Критика исходила из Госдумы, от председателя профильного комитета Андрея Макарова. На одной из сессий Гайдаровского форума 14 января он указал на то, что процедуры этого анализа не прописаны ни в Налоговом кодексе, ни в каких других публичных документах. Глава ФНС РФ Даниил Егоров был вынужден признать, что с публичностью в этих делах не все гладко, правда, тут же заверил, что предваряющие процедуры де нужны для того, чтобы лишний раз не нагружать бизнес. Как же выглядит этот недокументированный процесс, выяснили «Ведомости». Как утверждает издание, критерии, по которым налоговая принимает решение, навещать ли конкретное предприятие с проверкой на предмет уклонения от налогов, представляют собой целую систему. Существует непубличный регламент и рекомендации на сей счет.
Ознакомившись с ними, издание вывело следующее: оценивают компании налоговики по баллам, в первую очередь зависящим от размера бизнеса и его платежеспособности. Чем больше компания набрала баллов по этой "методичке", тем больше шансов у нее дождаться визита налоговиков. Фактически, заключают «Ведомости», инспекторы оценивают целесообразность проведения проверки исходя из того, сколько можно извлечь из данного плательщика в пользу бюджета.
«Лонглист» претендентов на выездную проверку и последующие доначисления составляют на основе данных контрольно-аналитических систем ФНС. Так можно определить разрывы между продажами и закупками компании и ее декларациями, проверить всю цепочку контрагентов. Нестыковка между счетами-фактурами и суммой налогов может означать, что или сама компания, или кто-то из ее партнеров не спешит отдать государственной казне причитающееся. За фирмами-однодневками ФНС не охотится. Балльная система составлена в расчете на реальный бизнес. Все компании условно делятся на 3 вида. Первый и второй - конечные бенефициары уклонения от налогов, третий - технические компании, созданные лишь для того, чтобы занижать налоговую базу. Далее изучаются суммы активов, штат компаний, размер зарплат, доли вычетов по НДС, адреса регистрации, по всем параметрам начисляются баллы. Выгодоприобретатели от занижения налоговой базы становятся компании с реальным имуществом, госзакупками, уведомлениями о контролирующих сделках, набравшие по этой шкале ФНС от 50 баллов и выше. Потенциальным уклонистом могут посчитать того, кого оценили на 20-29 баллов. От 19 баллов и выше - техническая компания, если в НДС у нее значительные обороты по операциям, а в бюджет почти ничего не падает, при этом доля вычетов по НДС выше 98%, а штат меньше 10 человек.
Большую важность имеет сумма активов за 2 года до проведения проверки. Если она превышает 5 млн рублей, организации сразу приписывают 10 баллов и ее шансы на проверку растут. Численность сотрудников тоже имеет значение, чем больше народу - тем выше балл. Если зарплата у работников выше 35 тысяч рублей, внимание налоговиков к их работодателю тоже растет. Начисляются баллы за наличие имущества и подозрительный адрес регистрации. Выходит, что больше шансов дождаться проверки у компании со значительным числом контрагентов, крупными оборотами да еще и обширным штатом, который получает хорошие зарплаты.
По мнению главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, право проводить оценку добросовестности компании, прописанное в статье 54.1 Налогового кодекса - это фактически готовый инструмент давления на бизнес. По данным депутата, порой ФНС выставляет плательщику ультиматум: или он перечисляет платежи, которые, по мнению налоговиков, не доплатил, или его ждет выездная проверка. На это глава ФНС РФ уверяет, что именно на стадии предварительной проверки бизнесу дают шанс объяснить суть своих операций. Руководитель налоговой службы Siemens Russia Владимир Зайцев считает, что разработанная ФНС система может достоверно выявить фирмы-прокладки, которые реальной деятельности не ведут. У многих крупных компаний есть схожая система проверки надежности поставщиков. Но другие эксперты обращают внимание на то, что под описание бенефициара уклонения от налогов чаще всего попадают компании из сегмента среднего бизнеса, а малый бизнес относят к техническим фирмам, поскольку с него попросту нечего взять. С крупными же компаниями, у которых большой штат опытных юристов, налоговая предпочитает не связываться. К истинным выгодоприобретателям от таких схем специалисты относят создателей фирм-однодневок и схем ухода от налогов. А ФНС с его подходом, как полагает в частности руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов, просто перекладывает огрехи контрагентов на добросовестные компании. В то время как настоящие уклонисты избавлены и от уплаты налогов, и от ответственности. По данным ФНС РФ, за 9 месяцев 2021 года в РФ было проведено 5203 налоговых проверки, недоимки подтвердились в 96% случаев.
Что касается самих фирм-однодневок, то, как правило, ответственность настигает их фиктивных учредителей, причем уголовная. Так, прокуратура Саратовской области 12 января сообщила о вынесении приговора по статье 173.1 УК РФ - незаконное создание юрлица. Так, например, поплатился гендиректор ООО «Триумф Конструкшен». По данным следствия, эта строительная компания в январе 2020 года была создана им за вознаграждение по инициативе другого лица, уголовного дело в отношении которого выделили в отдельное производство. Фиктивный руководитель получил 8 месяцев условно. Кому принадлежала идея фирму создать, прокуратура не раскрывает.
Согласно ЕГРЮЛ, данное ООО создавал некто Александр Пищулин, против его фамилии и юрадреса фирмы стоят пометки «сведения недостоверны». ФНС даже пыталась банкротить эту компанию за долг в 1,3 млн рублей, но 8 декабря 2021 года дело было закрыто в связи с тем, что банкротную процедуру оказалось не на что финансировать, а никакого имущества за компанией не нашли. Интересно, что в 2007-2015 годах у Александра Пищулина была фирма «Тюменские аккумуляторы», зарегистрированная в Москве и даже поставившая аккумуляторы и моторные масла в 2011 году в рамках госзакупок Саратовскому госуниверситету. Впоследствии фирма была ликвидирована.