Стены аварийные, полная деструкция балконов: саратовский Политех ищет виновных в разрушении дома Яхимовича. Эксперты скажут как есть или как надо?

Саратовский дом с кариатидами, он же доходный дом Яхимовича, пытаются в очередной раз продать. А судебное разбирательство из-за него между Научно-производственным центром по историко-культурному наследию и строительной фирмой ООО «Лепта» никак не дойдет до экспертизы. Претензии к «Лепте» связаны с тем, что рядом стоит построенный ею многоэтажный дом, между его стеной и домом Яхимовича смонтированы специальные металлоконструкции, подпирающие старинное здание. О том, что дом мог понести ущерб от близкой стройки, год назад заявила областная прокуратура, хотя разрушаться 122-летняя постройка начала гораздо раньше. Пока судебный процесс застрял на экспертизе, от которой пытаются добиться установления причины разрушения дома — застройщик тому повинен, или все-таки время. Научно-производственный центр с апреля прошлого года требует с «Лепты» 169,2 млн рублей - в такую сумму он оценивает восстановительные работы для сохранения дома с кариатидами. Примечательно, что несмотря на наличие исковой суммы, от экспертов истец ждет в том числе определения стоимости работ по устранению возникших дефектов. Экспертизу по ходатайству истца суд назначил еще в январе этого года, но для нее никак не соберут все необходимые документы. Так, 4 мая Росреестр предоставил суду данные о геодезических реперах на соседних зданиях и их координатах, а вот получить копии рабочего проекта многоэтажного дома «Лепты» пока не получается. Подведомственный областному минстрою региональный центр экспертизы в строительстве пояснил, что у него их нет и такие документы ему вообще на хранение не отдают.
Научно-производственный центр по культурному наследию хочет чтобы эксперты установили: имеются ли в доме Яхимовича дефекты, возникшие в результате строительства многоэтажки, и рассчитали возможное влияние на дом осадочных деформаций от новостройки, а также нашли в проекте по сохранению дома Яхимовича перечень восстановительных работ, касающихся устранения дефектов, возникших именно из-за строительства. В том, что виновата именно многоэтажка, истец, похоже, не сомневается. Разобраться с этими вопросами предложено специалистам из СГТУ.
Компания-ответчик позвала своих экспертов, АО «НИЦ «Строительство» из Москвы, и предложила поставить перед ними другие вопросы: есть ли в проекте строительства многоэтажки технологии, призванные минимизировать влияние работ на соседний дом, соблюдал ли застройщик мероприятия по сохранению памятника культуры, пока строил свой объект и можно ли вообще установить, какие повреждения в доме Яхимовича возникли после начала строительства и установить, виновата в том стройка или общая ветхость самого старинного здания. Кроме того, представители «Лепты» напоминают, что у дома с кариатидами постоянно мокнул фундамент, он долгие годы не ремонтировался, а после расселения еще и горел. Рассмотрев эти доводы, суд решил экспертизу проводить одну, поручить ее экспертам СГТУ, но поставленный ответчиком вопрос о повреждениях, полученных домом с началом стройки и их причинах, внести в перечень. «Лепта» попробовала заявить экспертам отвод, но суд ей отказал. Пока срок проведения экспертизы по делу продлен до 31 мая.
Тем временем областной комитет по управлению имуществом уже в третий раз ищет для дома с кариатидами покупателя. Начальная цена лота остается прежней - 12,5 млн рублей. Торги по-прежнему рассчитывают провести с повышением, прием заявок будет вестись до 20 июня, 23 июня должны подвести итоги.
Согласно документации, приложенной к лоту, общее состояние дома Яхимовича сейчас оценивается как предаварийное. Но его стены находятся уже в аварийном состоянии. Что происходит с фундаментом дома, неизвестно, на момент составления акта о состоянии здания, его оформили 25 ноября прошлого года, фундаменты не обследовались вообще. В остальном же здание, в начале XX столетия считавшееся вершиной инженерной мысли, выглядит плачевно. «Наблюдается сильная коррозия, местами полная деструкция несущих конструкций балкона», - говорится в документации. Стропила кровли поражены гнилью, крыша протекает, водосточные трубы разрушены. Коррозия разъедает и металлический каркас скульптур, украшающих фасад, знаменитых кариатид и полурусалок. Внутри дом выглядит не лучше. В полах зияют дыры, осыпается штукатурка. Из-за пожара, возникшего после расселения, стены и потолки покрыты копотью. От покупателя требуется выполнить целый ряд дорогостоящих мероприятий по сохранению и реставрации здания. Прежде всего - создать рабочую документацию первоочередных противоаварийных работ и выполнить их в течение года, потом разработать проект сохранения здания. На его реставрацию новому владельцу отводится около 3,5 лет. Решение о приватизации доходного дома приняла в начале этого года Саратовская облдума. По оценке экспертов, полная реставрация здания может стоит до 0,5 млрд рублей. Ранее АИЖК (предшественник нынешней госкорпорации ДОМ.РФ) собирался вернуть зданию прежний статус и превратить его в первый в Саратове дом с арендным жильем. Реставрацию на 2018 год оценивали в 80 млн рублей. Но планы эти так и не были реализованы. Что характерно, у АИЖК вопросов к «Лепте» и ее многоэтажке не было. Компания ООО «Арендное жилье. Саратов», которой дом был передан, в конце концов вернула его региону. Незадолго перед внесением здания в план приватизации, интерес к дому Яхимовича проявил спикер Госдумы Вячеслав Володин, который потребовал вернуть его в областную собственность и обещал найти деньги на реставрацию здания под филиал предуниверсария.