Стравинский, Лядов, Сибелиус: Саратовская филармония приглашает на концерт любителей классической музыки

Саратовская филармония приглашает 18 декабря ценителей классики на концерт Академического симфонического оркестра. В программе концерта — музыка Игоря Стравинского Симфония в трех движениях, Анатолия Лядова Восемь русских народных песен (для оркестра), Яна Сибелиуса Концерт для скрипки с оркестром. Солист — Лев Клычков, скрипка, за дирижерским пультом — главный дирижер,– народный артист РФ Александр Рудин. Лев Клычков – выпускник Ленинградской консерватории. В 22 года был приглашен в группу первых скрипок Заслуженного коллектива России. С 1998 года – «первая скрипка» оркестра. Представляет сольные программы с оркестром в России и за рубежом. В интервью КП он рассказал о себе и своем отношении к музыке - Вы сами в детстве взяли в руки скрипку или по воле родных? - Мама до войны училась играть на скрипке. Война прервала занятия, и когда она вернулась в Ленинград, поступила на классическое отделение филфака в университете. Играла только для себя. Моего старшего брата Юрия отдала учиться на скрипке. Я на четыре года младше, и пошел «прицепчиком». И в школе при консерватории, и в армии, и в Консерватории нашу фамилию всегда ассоциировали с братом, который, к сожалению, ушел из жизни… Все мои родные по мужской линии - отец, дяди - были математиками. А у меня это не сработало. Так что у меня не было выбора! (Смеется.) - Тяжело много лет играть одно и то же? - Невозможно играть как под копирку, это было бы странно. Хотя азиатские исполнители этим отличаются. Они могут двадцать раз подряд одинаково хорошо сыграть. Для меня это невозможно. Все зависит от психоэмоционального состояния, от того, какая публика в зале, сколько зрителей… - То есть если публики мало, вам грустно? - Я бы иначе сказал: мне психологически легче играть в залах, где публика подготовленная. Например, такое большое произведение, как «Шехеразада» Римского-Корсакова, в котором много скрипичного соло. И мы его с нашим оркестром во главе с Юрием Темиркановым сыграли десятки раз по всему миру. И в том же Карнеги-холл, например, я точно знаю, куда летят мои ноты, и зрители это оценят. Но «Шехеразада» - мелодичное произведение. А если взять симфонию Шостаковича? - А вот если человек решил стать культурным, начать ходить в филармонию на Бриттена… - Иногда может быть и поздно! Лучше с детства! И то, пошли вы на Бриттена или Огинского, вовсе не значит, что вы резко станете культурным. Кому-то и Огинский покажется пошлятиной. Начать нужно просто с хорошей музыки. Моя мама всегда удивлялась, как я, учась в музыкальной школе, играя Моцарта и Баха, дома слушаю «Битлз», «Пинк Флойд» и «Квин». А это хорошая музыка. Она основана на законах гармонии и позволяет по-другому слышать мир. Хотя я, например, никогда не хожу на живые рок-концерты. Меня Бог наказал абсолютным слухом, и даже ничтожно нечистое исполнение меня подсекает. Я слышу разницу между концертным и студийным звучанием. Студийное - идеальное, а на концертах фальшивили даже «Битлз». - А вам приходилось фальшивить? - Случалось, конечно, концерт - это же живое дело! Ругаешь в первую очередь сам себя. - Одна балерина рассказывала: пока стояла пятым лебедем у десятого пруда, думала, купила ли она домой хлеба… А вы о чем думаете во время перерыва? - Юрий Темирканов о таких случаях говорил: вы не работаете - вы присутствуете. С моей точки зрения, такие вещи недопустимы. Если музыкант во время концерта думает о том, купил ли он сосиски, за такое убивать надо. Либо либо. Без нас достаточно в государстве людей, которые имитируют бурную деятельность. Я тоже иногда, глядя на лица некоторых коллег, цинично думаю: счастливые люди, сидят отдыхают. Лично я не способен отключиться от музыки, физически страдаю, если слышу что-то не то, как будто сам в этом виноват. А когда все хорошо, Юрий Хатуевич одобрительно кивнет или подмигнет мне: мол, хорошо сделали. И это приятно.