В Казани все спокойно: из-за Саратова там не будет прямых выборов мэра. Метшин и дальше может пополнять коллекцию часов

После публикаций СМИ о коллекции часов мэра Казани Ильсура Метшина, оцениваемой в 120 млн рублей, местная прокуратура провела проверку, но не нашла никаких нарушений. Отказались власти Казани и от идеи проведения прямых выборов мэра, на опыте Саратова убедившись, что это приводит к конфликту города и региона. Ранее на введении прямых выборов мэра Казани настаивали представители фракции КПРФ Госсовета Татарстана. «Ъ» цитирует депутата-коммуниста Артема Прокофьева, убежденного, что «свободные выборы имеют особую ценность в системе институтов народовластия». В Татарстане же, считает народный избранник, «граждане фактически отстранены от самостоятельного определения порядка формирования органов местного самоуправления и реального участия в управлении городом». При этом в КПРФ ссылаются на исследования, согласно которым население абсолютно поддерживает идею прямых выборов, и такие наказы поступали и от татарских избирателей.
Сейчас глава Казани и других муниципалитетов в республике избирается депутатами местных представительных органов из своего состава на срок пять лет. С 2005 года столицей Татарстана руководит единорос Ильсур Метшин и новый состав городской думы в сентябре продлил его полномочия еще на пять лет. Причем альтернативы ему не нашлось.
Федеральное законодательство дает возможность регионам самостоятельно определять модель голосования, однако, в Казани, видимо, о прямых выборах пекутся только коммунисты. Представители властных структур как один высказались против. Например, начальник нормативно-правового управления гордумы Наиль Булатов обратил внимание на материальную сторону вопроса, сообщив, что «прямые выборы главы — это достаточно дорогостоящее мероприятие». Глава комитета по госстроительству Альберт Хабибуллин сообщил, что только в десяти субъектах мэров административных центров избирают на прямых выборах. А среди городов-миллионников прямые выборы есть только в Новосибирске. Вице-спикер Госсовета Марат Ахметов констатировал, что «существующая система в Татарстане обеспечивает необходимую стабильность, управляемость и динамичное развитие нашей республики, в том числе Казани как столицы». И отмел всяческие подозрения о нехватке демократии: мэр выбирался в округе, а потом еще и на заседании думы. Тем более, по мнению Ахметова, практика показывает, что избранные мэры нередко конфликтуют с региональными властями и «несогласованно работают».
- Даже у наших соседей — в Ульяновске, Самаре, Саратове — такие примеры были. Они от этого ничего не выиграли»,— указал он.   Хотя в Саратове, кажется, прямые выборы мэра закончились с эпохой Юрия Аксененко: нынешнего главу Михаила Исаева по конкурсу выбирали депутаты гордумыС Аксененко и экс-губернатором Саратовской области Дмитрием Аяцковым связывали и конфликт города и региона, хотя между действующим главой Михаилом Исаевым и губернатором Валерием Радаевым особо теплых отношений не замечается. Что, кстати, неминуемо сказывается на инвестициях. В отличие от все того же Татарстана,  где все уровни власти работают и живут очень дружно. И экономика выглядит по-другому.
Президент Татарстана Рустам Минниханов ранее также высказывался против прямых выборов мэра, отметив, что «к сожалению, больших преимуществ мы не увидели». А сам господин Метшин ранее заявлял, что «во многих регионах годами идут конфликты между губернаторами и мэрами, силы и энергия уходят не на созидание»: «Лучше от этого людям не живется». Кстати, к мэру Казани Ильсуру Метшину вообще претензии есть только у КПРФ. Вот и местная прокуратура, сверив его доходы и расходы не нашла, к чему придраться. Несмотря на то, что поводом для проверки стало расследование Фонда по борьбе с коррупцией Алексея Навального, посчитавшего, что коллекция часов казанского градоначальника потянет на 120 млн рублей. Напомним, в этом вопросе Метшин переплюнул даже пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова. Самые дорогие его часы — швейцарские Ulysse Nardin модели «Чингисхан» стоят около 50−60 млн рублей.
- Доходы семьи Метшина в 2009−2019 годах покрывают их расходы, оснований для проведения процедуры контроля расходов, а также принятия других мер прокурорского реагирования не имеется, — цитируют СМИ заявление прокурора.
В этом вопросе казанская прокуратура вообще очень последовательна. В январе сторонники Алексея Навального  выяснили, что Метшину и его семье принадлежит имущество более чем на 700 млн рублей, в том числе участки общей площадью 60 тыс. кв. м. с роскошным домом и баней в 174 квадратных метров, а также квартира в ЖК «Кристалл» и дача в Боровом Матюшино. Активисты пожаловались на мэра в прокуратуру, однако ведомство, сообщает издание, также не нашло никаких коррупционных нарушений. И уточняет: согласно декларации о доходах, в прошлом году Ильсур Метшин заработал заработал 5,7 млн рублей. Официальный же доход его супруги составил 305 млн рублей (в 2018-м - 5,3 млн и 59,1 млн соответственно). Мэру принадлежат квартира площадью 272,7 квадратного метра, гараж, участок площадью 1,6 га с домом в 174,1 «квадрата», а также доля на землю общей площадью 2,4 га. Кроме того, в его собственности автомобили ГАЗ-69, М-21 и ГАЗ-24.
Здесь у семьи Метшиных редкое единодушие с семьей Рустема Миннеханова, где основным добытчиком, судя по декларации является супруга президента Татарстана Гульсина. Хотя коллекция часов внушительная у всей семьи: даже 12-летний внук сестры жены, по озвученным в СМИ данным, на обеих руках сразу носит часы марок Hublot и Breguet стоимостью 1 млн рублей каждые. У самого Миннеханова нашли 12 моделей часов на 107 млн рублей.