Банкротство вышло из леса: зачем БашЛПК добивается несостоятельности сына Камиля Аблязова и причем здесь "Саратовский институт стекла"

Вместо саратовского бизнесмена Камиля Аблязова по долгам башкирского холдинга начинают банкротить его сына. Аблязов-старший, которого хотел признать банкротом банк ВТБ, добился рассрочки по его уплате и недавно дело было закрыто. В течение следующих двух лет Камиль Аблязов должен будет уплатить банку почти 97 млн рублей. Обязательства перед кредитной организацией возникли из-за договора поручительства по кредитам компаний, входивших в лесопромышленный холдинг, который некогда ему принадлежал. Но теперь головная организация холдинга — ООО «Башкирская лесопромышленная компания» (БашЛПК), предъявила банкротный иск Аблязову Рашиду Камильевичу и требует с него 5,6 млн рублей. Заявление поступило в саратовский арбитраж 1 марта и к рассмотрению пока не принято.
«Башкирская лесопромышленная компания» сейчас находится в банкротстве. Заявление в ее пользу подал конкурсный управляющий Алексей Бондаренко. Обычным порядком БашЛПК со своим должником не судилась, а сам Рашид Аблязов ни разу до этого момента не выступал в арбитражном суде ни ответчиком, ни истцом.  
Помимо Камиля Аблязова от имени БашЛПК сейчас банкротят и бывшего директора компании Светлану Макарову, иск к ней предъявлен еще в сентябре прошлого года, причем сумма его пока нигде не фигурирует. Сама «Башкирская лесопромышленная компания» банкротится по иску Сбербанка. Она выступает учредителем других деревоперерабатывающих предприятий - ООО «Уфимский фанерный комбинат», ООО «Плайвудинвест», ООО «ЛЗК «Башлеспром», ООО «Уфимский фанерно-плитный комбинат» и ООО «Авзянский комплекс». Некогда все эти активы контролировались Камилем Аблязовым, который пришел в Башкирию как инвестор и готовился вывести из кризиса всю отрасль. Но в 2017-2018 годах из бизнеса в республике он вышел, а компании одна за другой оказались в банкротстве. Самыми крупными кредиторами стали 5 банков - ВТБ, Сбербанк, «Юникредит банк», «Ак барс банк» и Запсибкомбанк. Сумма претензий тянет на миллиарды, обязательства холдинга перед одним только ВТБ составляют 5,6 млрд рублей. С 2020 года по настоящее время продолжается инвентаризация имущества БашЛПК и оспаривание совершенных с ним сделок. Директора компании Светлану Макарову конкурсный управляющий с 2020 года пытался привлечь к субсидиарной ответственности, но летом прошлого года суд ему в этом отказал. Сумма ответственности не указывалась, но известно также, что управляющий подавал иск о взыскании с Макаровой убытков, возникших из-за неправомерного списания из собственности БашЛПК транспортных средств.
При этом никаких претензий к Рашиду Аблязову в рамках банкротства не отмечалось, субсидиарной ответственности для него не требовали.
В учредителях «Башкирской лесопромышленной компании» до сих пор остается связанный с группой «Нарат» ОАО «Саратовский институт стекла» и компания «Стройлес», из учредителей которой Камиль и Рашид Аблязовы вышли в 2018 году.
«Саратовский институт стекла» сейчас также находится в банкротстве и положение предприятия с учетом позиции основных кредиторов - Промсвязьбанка и ВЭБа весьма сложное. Кредиторы добиваются конкурсного производства, при этом утверждая, что не хотят гибели предприятия. Отметим, что сейчас оба кредитора попали под санкции США, а потому их дальнейшая политика в банкротных процессах непредсказуема.  
Банкротится и долгие годы остававшаяся основным бенефициаром института стекла компания ООО «Нарат-К». Камиль Аблязов, основатель всей группы «Нарат», вышел из ее состава несколько лет назад, но Рашид Аблязов по данным открытых источников остается в числе собственников с долей 31,75%.