Bloomberg: богатые россияне скупают золото и бриллианты, пытаясь сохранить сбережения

Из-за санкций, вызвавших падение рубля, российская элита решила вложиться в ювелирные изделия и часы, пытаясь сохранить обесценивающиеся сбережения. По словам главного исполнительного директора итальянской ювелирной компании, продажи в российских магазинах Bulgari SpA за последние несколько дней серьезно выросли. «В краткосрочной перспективе это, вероятно, подстегнуло бизнес», - рассказал интервью Bloomberg Жан-Кристоф Бабен, назвав украшения Bulgari «надежной инвестицией». «Сколько это продлится, трудно сказать, потому что действительно с учетом мер воздействия на SWIFT, в случае их полной реализации, они смогут затруднить, если не сделать невозможным, экспорт в Россию», - сказал он, имея в виду ограничения на доступ России к финансовой системе SWIFT. Несмотря на то, что потребительские бренды от Apple Inc. до Nike Inc. и энергетические гиганты BP Plc, Shell Plc и Exxon Mobil Corp. уходят из России, крупнейшие европейские бренды предметов роскоши пока пытаются продолжать работать в стране. Bulgari, принадлежащий LVMH SE, далеко не одинок. Cartier, принадлежащий Richemont, по-прежнему продает часы и ювелирные изделия. А часы Omega от Swatch Group по-прежнему доступны, так же как и Rolex. «Мы здесь для россиян, а не для политиков», - считает Бабен. «Мы работаем во многих разных странах, в которых бывают периоды неопределенности и напряженности». Жан-Кристоф Бабен в своем офисе в Риме, 1 марта. Фотограф: Алессия Пьердоменико/Bloomberg. Подобно золоту, которое может служить средством сбережения и страховкой от инфляции, роскошные часы и ювелирные изделия могут оставаться в цене или даже расти в условиях экономических потрясений, вызванных войнами и конфликтами. Популярные часы могут переходить из рук в руки на вторичном рынке по цене, в три-четыре раза превышающей их розничную цену. Тем не менее, влияние вторжения на стоимость предметов роскоши создает потенциальную проблему для связей с общественностью.
«Это правда, что люксовые бренды могут уйти с российского рынка. С рациональной точки зрения это станет убытком, возможно, перевешиваемым позитивным имиджем на рынках других стран», - согласился с таким мнением Лука Солка из Bernstein.
Продажи в России и российским гражданам находящимся за рубежом составляют менее 2% от общей выручки LVMH и Swatch Group и менее 3% в Richemont, что является «относительно несущественным» уровнем, согласно отчету, опубликованному на этой неделе Эдуардом Обином и его коллегами-аналитиками из Morgan Stanley. Частично это связано с неравенством в доходах и распределением богатств среди россиян, поскольку небольшое количество олигархов-миллиардеров живет намного роскошней, чем большинство обычных людей. Среднемесячная заработная плата в Москве составляет около 113 000 рублей (1350 долларов США по обменному курсу до начала конфликта), а в сельской местности она меньше в несколько раз. Представитель Swatch Group заявил, что компания очень внимательно следит за ситуацией в России и Украине, и отказался от дальнейших комментариев. Представители Richemont, Rolex, Hermes, LVMH и Kering SA отказались комментировать свою деятельность в России. Давление на крупные бренды растет. Торговое издание Business of Fashion, поддерживаемое LVMH, призвало ритейлеров закрыть российские магазины и не продавать товары онлайн. В широко распространенной редакционной статье главный редактор Имран Амед сказал, что этот шаг будет «в значительной степени символическим», но он продемонстрирует «приверженность твердой моральной позиции».
Реакция пока разная. Так Balenciaga, чей креативный директор Демна Гвасалия является грузином, удалила весь модный контент со своей страницы в Instagram за несколько дней до осенне-зимнего показа в Париже. На его месте украинский флаг и призыв пожертвовать Всемирной продовольственной программе. LVMH заявила, что жертвует 5 миллионов евро Международному комитету Красного Креста для помощи жертвам войны. LVMH также оказывает финансовую и операционную помощь своим 150 сотрудникам в Украине.
По словам генерального директора, Bulgari, основанная в 1884 году Сотирио Булгари и купленная в 2011 году LVMH, вероятно, в какой-то момент поднимет цены в России. «Если рубль потеряет половину своей стоимости, наши расходы останутся в евро, мы не можем потерять деньги на том, что продаем, поэтому придется адаптировать цены». Российская валюта резко упала по отношению к доллару Какой бы рост продаж они ни испытали, у производителей роскошных часов и ювелирных изделий вскоре могут возникнуть проблемы с пополнением запасов в магазинах. Москва закрыла воздушное пространство для стран Евросоюза, а крупнейшие логистические компании континента приостановили поставки в Россию. Burberry Group Plc заявила, что приостановила все поставки в Россию до дальнейшего уведомления из-за операционных проблем. Bulgari планирует оставить свои магазины открытыми и продолжить строительство нового отеля в Москве, несмотря на конфликт. Тем не менее, если кризис продлится несколько месяцев, «будет трудно снабжать страну», согласился Бабен. Перевод Станислава Прыгунова, специально для "БВ"