Bloomberg: российский кибергуру Илья Сачков дистанцировал свою компанию от Кремля. Теперь он ловит хакеров из Сингапура

Кибератаки - одна из самых известных статей экспорта России, и многие из самых наглых взломов в мире приписываются ее службам безопасности. Подразделение военной разведки, известное как ГРУ, обвиняется в самых разных преступлениях - от взлома кампании кандидата в президенты США Хиллари Клинтон до отключения энергосистемы Украины. Все это делает управление российской компанией по кибербезопасности немного сложной задачей, особенно если она ведет бизнес за пределами страны, считает Bloomberg. Илья Сачков, 34-летний основатель Group-IB, превратил свою компанию в глобальное предприятие по расследовании киберпреступлений. Group-IB, которая не раскрывает свои финансовые результаты, переехала в Сингапур в 2019 году. В недавнем интервью Сачков рассказал, что в этом году компания планирует впервые заработать половину своей выручки за пределами бывшего Советского Союза. Первоначально компания специализировалась на спасении взломанных фирм, а теперь предлагает широкий спектр программного обеспечения для защиты от мошенничества и обнаружения угроз. В июне отраслевой аналитик KuppingerCole назвал Group-IB лидером в этой области продуктов и инноваций, назвав ее систему сетевого обнаружения и реагирования «одним из наиболее многофункциональных решений» среди 12 мировых поставщиков. Помимо перемещения своей компании, Сачков активно поддерживал международную платформу для борьбы с хакерами. Он является одним из 26 независимых комиссаров Глобальной комиссии по стабильности киберпространства вместе с бывшим министром внутренней безопасности США Майклом Чертоффом, основателем Black Hat Джеффом Моссом и многими другими. Визиты ФБР «Страны должны подписать мораторий на распространение и создание кибероружия для военных целей или шпионажа», - считает Сачков. «Умные страны понимают, что компьютерная преступность замедляет экономическое развитие». Тем не менее, он считает, что его компании необходимо бороться с представлениями о связях между российским бизнесом и государством. Американские продажи Kaspersky, ведущего российского производителя антивирусного программного обеспечения, упали на 25% после того, как в 2017 году ему запретили заключать государственные контракты из-за предполагаемых связей с российской разведкой. В самой компании отрицают какие-либо связи.
По словам Сачкова, когда у Group-IB был офис в Нью-Йорке, его часто посещали Федеральное бюро расследований США и полиция Нью-Йорка. «Они спрашивали: «Что вы здесь делаете?» - рассказал он в интервью 2016 года.
Это впечатление нелегко преодолеть. По большей части, Россия оставляет хакеров-преступников у себя, при условии, что они сосредоточены на жертвах в других странах - таких, как США. «Они даже помечают свой код такими вещами, как «антиамериканские санкции », так что, если их поймают, обязательно найдется депутат Госдумы, который скажет: «Он не хакер, он патриот», - рассказывает Сачков. «В странах с неразвитой правовой системой преступность интегрировалась с политическими силами или даже силами безопасности», - отмечает он. Несерьезное отношение правительства к проблеме имиджа подтверждается тем фактом, что бывший шпион Андрей Безруков возглавляет ассоциацию экспортеров кибербезопасности, напомнил Сачков. Безруков, который послужил источником вдохновения для телесериала «Американцы», был внедрен в США под псевдонимом «Дональд Хитфилд» и работал там, пока его не разоблачили в 2010 году. Фиолетовый Ламборджини Прошлым летом, когда премьер-министр Михаил Мишустин собрал ИТ-руководителей в университете под Казанью, чтобы обсудить, как развивать эту сферу бизнеса, Сачков сообщил ему, что первый шаг будет довольно легким: арестовать Максима Якубца, предполагаемого главаря хакерской группы, известной как Evil Corp. У ФБР назначена награда в размере 5 миллионов долларов за Якубца, которого обвиняют в нацеливании вредоносных программ на Европу и Северную Америку. Несмотря на это, он открыто живет в Москве и был сфотографирован за рулем Lamborghini, раскрашенного в фиолетовый камуфляж, с закрытым номерным знаком, на месте которого написано «Вор». Безруков не ответил на запрос о комментарии Bloomberg, и попытки дозвониться до Якубца не увенчались успехом. Все вопросы пресс-служба правительства адресовала российским правоохранительным органам, которые не отвечали на запросы.
«Такие люди, как Якубец, мешают развитию любого российского продукта», - уверен Сачков. «Власти даже не могут нормально и грамотно отреагировать на любые обвинения во взломе. Я не получил ответа от Мишустина, и они не сделали того, о чем я просил».
Перевод Станислава Прыгунова, специально для "БВ"