До банкротства частную саратовскую электричку топ-менеджера Смолянского довела РЖД. Суд указал на это и снизил субсидиарку в 45 раз

Бывший учредитель ООО «Межрегиональная пассажирская компания» Сергей Смолянский и экс-гендиректор МРПК Андрей Коробков привлечены к субсидиарной ответственности по долгам организации. Но сумма ее сжалась в десятки раз. МРПК обслуживала пригородные железнодорожные маршруты и банкротится по иску РЖД, арендодателя подвижного состава. Процесс начался в 2016 году и к 2018 году дошел до конкурсного производства. Дело продолжает рассматриваться в саратовском арбитраже. Процесс дошел до субсидиарной ответственности контролирующих лиц компании, но суд внял доводам Смолянского и сократил сумму субсидиарки почти в 45 раз. Решением от 20 июня Смолянскому и Коробкову отмерили солидарно 2,5 млн рублей по долгам компании. При том, что конкурсный управляющий Денис Акулинин настаивал на сумме 106,6 млн рублей. Конкурсных кредиторов у МРПК двое — это собственно РЖД, поскольку долг вырос из обязательств по аренде подвижного состава и сам Сергей Смолянский, бывший топ-менеджер РЖД, рискнувший заняться этим бизнесом как частное лицо. На начальной стадии РЖД требовало 92,8 млн рублей, а Смолянскому его же фирма была должна 12,3 млн. Дело в том, что созданные Смолянским железнодорожные компании, которых был некогда целый пул, периодически ссужали друг другу деньги в долг. После поступления в суд заявления о гигантской субсидиарке, Сергей Смолянский подал ходатайство об уменьшении суммы до 2,5 млн рублей, на которой суд в итоге и остановился. Коробков же и вовсе просил снизить ее до 500 тысяч.
Основания снизить сумму были следующие: к субсидиарной ответственности можно отнести только первоначально накопившийся долг, но не пени, не штрафы и не позже возникшие обязательства. А основным доводом для субсидиарной ответственности для Смолянского было то, что он в определенный срок не подал заявление о самобанкротстве МРПК, несмотря на ее финансовые проблемы и невозможность из них выбраться.  
Также основатель компании заявил, что конкурсный управляющий не учел специфику работы МРПК и кассовые разрывы, а также доказательства сохранения Смолянским прежней роли в жизни предприятия после выхода из ее состава еще до подачи банкротного иска. Правда тут следует оговориться: в определенный момент компанию продали двум наркозависимым гражданам, к тому же смертельно больным. К нынешним разбирательствам оба новых "контролирующих лица" уже скончались. На суде Смолянский уверял, что ОАО РЖД как монополист просто выдавило его с рынка. Суд посчитал, что доля истины в этих словах есть. Долги перед арендодателем стали накапливаться после того, как для МРПК подняли ставки аренды. И это арбитраж назвал существенным обстоятельством, толкнувшим компанию к банкротству.

Как говорится в мотивировочной части решения суда о субсидиарке, «усматривается резкое, одномоментное увеличение расходов по договорам аренды подвижного состава с экипажем (рельсовые автобусы) в части платы за капитальный ремонт транспорта», а это в итоге «стало одним из существенных обстоятельств, повлекших неплатежеспособность должника, а не действия контролирующего должника лица».

Кроме того, суд указал на то, что электричка — транспорт социальный, а значит «любой разумный руководитель такого должника не может не осознавать социальную задачу, для выполнения которой он был создан, а потому не примет решения об обращении в суд с заявлением о банкротстве должника, ставящее социальное обязательство под угрозу неисполнения, во всяком случае без одобрения того публично-правового образования, в чьем ведении этот социальный вопрос находится». Далее суд напомнил, что на момент расторжения договора арендодателя с МРПК долг «дочек» самого РЖД перед «родителем» составлял порядка 33 млрд рублей. Но лишили подвижного состава именно компанию с долгом на тот момент в 14,3 млн. На этих основаниях субсидиарная ответственность для Смолянского и усохла. Апелляции главный кредитор МРПК пока не подавал.