Мертвая хватка: банки не выпускают рвущийся из банкротства Саратовский институт стекла. А к «Нарату» пришел окончательный ВЭБ

Следующие две недели обещают быть жаркими для бизнеса, основанного саратовским предпринимателем Камилем Аблязовым. Как, впрочем, и для самого основателя. Уже 24 ноября саратовский обларбитраж рассмотрит заявления ПАО «Промсвязьбанк» и госкорпорации «ВЭБ.РФ» о вступлении в дело о банкротстве «Саратовского института стекла».  Сумма требований «Промсвязьбанка» составляет больше 340 млн рублей, ВЭБ.РФ – 14,8 млн рублей. Рассмотрение заявлений обоих кредиторов неоднократно переносились по ходатайству должника. Не исключено, что и теперь судебное заседание передвинут  на более поздний срок. Между тем, ВЭБ.РФ провел ревизию выданных кредитов и 5 ноября выкатил «Саратовскому институту стекла» куда более внушительные требования – 912,95 млн рублей (!). Суд рассмотрит их 10 декабря. Всего за ноябрь в адрес конкурсного управляющего и обларбитража поступило 16 заявлений от кредиторов. Номинал их различен, кроме почти миллиардных требований ВЭБ.РФ, внушительные суммы у ООО «Газпром Межрегионгаз Саратов» - 28 млн рублей, и ИП Ирина Новик – 83,6 млн рублей. Как следует из ЕГРИП, предпринимательница занимается сбором неопасных отходов, в том числе – обработкой отходов и лома стекла. Напомним, что банкротство саратовского предприятия стартовало год назад – в ноябре 2019 года. Заявителем выступило ЗАО «Брайф», недавно переуступившее остатки долга ООО «Мостехстекло». В прошлом месяце судья Дмитрий Кулапов ввел в отношении  АО «Саратовский институт стекла» наблюдение. К этому моменту сумма непогашенного долга составляла 850 тысяч рублей, а в деле имелось ходатайство «Института стекла» о прекращении производства в связи с включением должника в Перечень системообразующих предприятий российской экономики и действием моратория на банкротство.
Однако суд в своем решении указал, что мораторий был введен 6 апреля 2020 года, а вопрос о принятии заявления о банкротстве  завода был решен судом задолго до этого – 19 ноября 2019 года. В связи с чем суд сделал вывод, что «имеющиеся обязательства АО «Саратовский институт стекла» не могут быть связаны с ухудшением ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а следовательно, оснований для прекращения производства по настоящему делу не имеется».
Похожая ситуация наблюдается и в деле о банкротстве совладельца предприятия, компании ООО «Нарат-К», которой предъявило претензии ООО АБЗ-24.  Вступить в дело рвется все та же корпорация ВЭБ.РФ с примечательной суммой требований – 846,4 млн рублей! Заседание состоялось 12 ноября, но требования ВЭБ по существу рассмотрены не были. Выяснилось, что, во-первых, сумма долга перед АБЗ-24 частично погашена, а, во-вторых, сам долг переведен на ООО «Развитие». Слушания продолжатся 3 декабря.   Нарисовался в банкротстве «Нарат-К» и Промсвязьбанк с долгом на 346 млн рублей. Очередное заседание по рассмотрению требований состоится 19 декабря. Отметим, что даже если к этому моменту  «Нарат-К» исхитрится и закроет долг перед «Развитием», перехватившим эстафетную палочку у АБЗ-24 в банкротстве, прекращение дела ничего ему не даст. В отличие от «Саратовского института стекла» предприятие не входит в число системообразующих, и ничто не помешает Промсвязьбанку или ВЭБ.РФ тут же инициировать новую тяжбу о банкротстве.    
Отложено разбирательство и в деле о личном банкротстве саратовского бизнесмена Камиля Аблязова, ранее участвовавшего в бизнесе группы «Нарат». Претензии к нему предъявляет ПАО "Банк ВТБ", сумма требований – 100 млн рублей.  
В качестве третьих лиц к делу привлечены компании из состава башкирского лесопромышленного холдинга, который предприниматель основал, но позже вышел из бизнеса. В деле о личном банкротстве Камиля Аблязова теперь участвуют Уфимский фанерный комбинат, Уфимский фанерно-плитный комбинат, Амзинский лесокомбинат и ООО «БашХольц». Последнее заседание в обларбитраже проходило 30 октября. На нем суд привлек в качестве третьего лица супругу Аблязова – Галину Аблязову, обязав ее представить письменный мотивированный отзыв на заявление Банка ВТБ  о признании должника – Аблязова К.А. несостоятельным (банкротом), а также сообщить суду индекс места жительства в целях надлежащего извещения.
Самого же должника суд повторно обязал представить письменную позицию по выбору процедуры банкротства – реструктуризация долга или реализация имущества, а также сведения о доходах и имуществе с указанием места нахождения имущества, в том числе, являющегося предметом залога.
Кроме того, Аблязову необходимо направить в суд сведения о полученных доходах за период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, выданную банком справку о наличии счетов, вкладов  и остатках денежных средств на них вместе с выписками по банковским операциям. Онлайн заседание по делу о личном банкротстве Камиля Аблязова должно стояться 30 ноября.
Справка «БВ». Проблемы у Саратовского института стекла начались после его модернизации. Обновленная стекловаренная печь, под которую брались кредиты, не оправдала ожиданий, военных заказов у предприятия мало, а по гражданским в продукции присутствует брак. Выручка предприятия в 2019 году составила 1,2 млрд рублей, убыток – 0,3 млрд рублей. Основным собственником АО «Саратовский институт стекла» является ООО «Нарат-К», которому на 30 марта 2020 года принадлежало 79,8% акций. В свою очередь, учредителями «Нарат-К» (уставной капитал более 185 млн рублей) сейчас выступают 7 физлиц и ООО «Агро-Групп» (24%). Самая крупная доля у Рашида Аблязова (31,75%), Ряшит Кулахметов владеет 24%, Александр Ковалев – 15%.  Напомним, что до марта 2018 года основным собственником компании выступал Камиль Аблязов (92%).  Финансовые показатели «Нарат-К» за 2019 год составили 81 млн рублей выручки и 66 млн рублей - убытка. 
Фото: Сергей Чиняев