Министерству обороны захотелось фейерверков: военные так беспардонно выгоняют саратовских нефтяников, словно мечтают о взрывах и пожарах

В этом месяце арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решения предыдущих инстанций по вопросу об освобождении компанией «ЛукБелОйл» земельного участка, на котором находятся ее нефтяные скважины. Воздушная тревога В череде бесконечных судов, которые вынуждены вести нефтяники, этот процесс стоит особняком, потому что имеет ключевое значение. Напомним, с 2004 года ООО «ЛукБелОйл» обладает правом пользования недрами Гурьяновского месторождения, открытого им в 2002 году. Это право основано на лицензиях, выданных Министерством природных ресурсов РФ. Месторождение находится на территории полигона 42-го авиационного полигона, но на протяжении ряда лет это соседство не мешало ни военным, ни бизнесу. Однако все изменилось после 2010 года. Военные пошли в атаку, доходило даже до того, что на подъездах к нефтеприиску были выставлены противотанковые ежи, перерезаны линии связи и электроснабжения. Все это время в судах шли ожесточенные бои, однако предпринимателям удавалось успешно защищать свои права.
Но в 2017-м приказом замминистра обороны РФ запретная зона 42-го авиаполигона была резко расширена, и судебная машина дала задний ход. Без всяких экспертиз, не подвергая сомнению разумность резкого расширения зоны, якобы попадающей под учебные авиаудары, арбитражи начали выпроваживать нефтедобытчиков.
Сведения о запретной зоне были внесены в ЕГРН только в феврале 2020 года. Зона охватила четверть Энгельсского района и часть Ровенского, причем в Ровенском сроду не слышали ни о какой «угрозе сверху». Неужели и этот район попал под раздачу только потому, что кому то нужно было любой ценой подорвать бизнес, компании, платившей в бюджеты свыше миллиарда рублей налогов? По законодательству в запретных зонах не допускается возведение объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение каких-либо работ. В итоге десятки тысяч человек стали жителями территории, где резко ограничены права гражданского населения. Причем границы дозволенного жителям сел приходится выяснять методом тыка, на собственном опыте убеждаясь, что грядки копать еще можно, а вот построить коровник по нацпроекту без разрешения военного начальства запрещено. А с «ЛукБелОйлом» разговор еще короче: по искам военных арбитраж выталкивает буквально нефтяников взашей, решения принимаются просто фантастические. Ни топоров, ни огненной воды На территории, попавшей в запретку, у «ЛукБелОйла» целых 8 скважин, и солидная база обслуживания и поддержания «качалок» в рабочей форме. Может быть, с высоты полета бомбардировщика все кажется легко, но на земле люди знают, что нефтедобыча – это опасная сфера, в которой не бывает мелочей, и при нарушении техники безопасности рабочая скважина может вспыхнуть в считанные минуты. Но «ястребам» бесполезно что-либо объяснять. Продавив новые границы «запретки» военные даже не посчитали нужным согласовать их с районными властями, не потрудились составить списки объектов, которые попали на закрытую территорию. А ведь на этих территориях есть масса приватизированных участков земли. Их владельцам теперь резко ограничили права. А где компенсация? Даже колонизаторы, утверждая право белого человека, швыряли дикарям какие-то подачки. А у нас ничего: ни топоров, ни огненной воды, ни даже элементарного информирования.  И если уж о гражданские права наши защитнички просто вытерли сапоги, то предпринимателей дрессируют, как зверушек. Волею военно-космических сил Российской Федерации выстроен настоящий лабиринт судебной казуистики, в котором не первый год мечется некогда успешный нефтедобытчик, который исправно платил «белые» зарплаты, помогал школам и садикам на территориях присутствия.
А уж налог на имущество, который отчислял «ЛукБелОйл», был основой бюджетов небогатых муниципальных образований. Причем на деньги «ЛукБелОйла» не только латались крыши в какой-нибудь сельской школе, но и наши доблестные летчики высоко летали и легко бомбили.
Зато теперь ущемленные генералы-милитаристы наконец ощутили полное военное превосходство над мирным налогоплательщиком. Как только, так сразу В феврале 2019 года Арбитражный суд Саратовской области вынес решение о том, что компания ООО «ЛукБелОйл» должна освободить 8 частей земельного участка, относящегося к запретной зоне авиаполигона. В деле педантично перечислены десятки единиц имущества, подлежащего демонтажу, капитальные строения, которые нефтяники обязаны снести. И тут бизнес получил первый удар от бомбометателей: суд обязал нефтяников все это сделать, но сроки исполнения решения не установил! А затем компанию накрыло новой взрывной волной: Министерство обороны РФ через саратовский арбитраж продавило решение о взыскании неустойки. Военные хотели, чтобы бизнес платил по 10 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта за период с 18 мая 2019 года до момента фактического исполнения. Наша гуманная юстиция дала поблажку: 8 тыс. за каждый день просрочки с 1 сентября 2020 до момента фактического исполнения решения суда.
То есть, как только решение о выселении «ЛукБелОйла» после отказа Верховного суда вступило в силу, так сразу нефтяников поставили на счетчик. И суд не смутило, что бизнесмены должны платить фактически за то, чего нет – ведь срок-то исполнения решения так и не установлен!
Мы, конечно, знаем, что мышление военных устроено своеобразно, но думать, что демонтировать 8 скважин со всем оборудованием, снести временные и капитальные объекты – это все равно, что вещички покидать в чемодан… То есть сегодня суд, а завтра ты вынес манатки! Что это за игры разума? В общем, «ЛукБелОйл» обращался в суд за разъяснением судебного акта, попросил растолковать, как же исполнять то, чему не установлен срок, но получил отказ: все и так ясно, объяснять нечего. А «прекрасное» решение про неустойку победно промаршировало по всем инстанциям. Кстати,  Минобороны РФ компенсировать нефтедобытчику затраты на демонтаж и понесенные убытки просто отказалось. Напомним, месторождением компания пользовалась на абсолютно законных основаниях, срок лицензий от Министерства природных ресурсов не истек. На стороне нефтяников и Земельный кодекс, и законодательство о недропользовании. Вендетта военно-космических сил выливается для «ЛукБелОйла» в сумму более 550 млн рублей. Сумма взята не с потолка, а установлена независимой экспертизой. Именно таковы затраты компании на ликвидацию всяких следов своего присутствия в запретке, а также недополученная прибыль в связи с утратой имущества и досрочным прекращением разработки скважин. Завтра приедут с бульдозером и все снесут? И вот, все потоки, все линии сил стеклись в очередной раз в Казань, в окружной арбитраж. Минобороны недовольно, что нефтяникам дали всего 8 тыс. рублей неустойки в сутки, а нефтяники просят дать рассрочку исполнения судебного решения о демонтаже своих объектов.
К моменту заседания кассации изнуренный «ЛукБелОйл» уже ликвидировал одну скважину, заказал и получил два проекта: один на ликвидацию скважин, другой – на ликвидацию сборного пункта. Оба проекта прошли экспертизу, все экспертные заключения зарегистрированы в Ростехнадзоре.
Все сделано скрупулезно, ответственными специалистами, и каждый из них за каждую букву своего заключения отвечает вплоть до тюремного срока. То есть авторы экспертиз несут ответственность уголовную, нефтяники несут ответственность материальную (хотя не виноваты) и уже за свой счет демонтировали одну скважину. Это счастье, как прозвучало в кассации, обошлось им в 11 миллионов. И только наша блистательная армада, наши военно-космические летуны не отвечают ни за что. Платить не платят, зато требуют: а подать нам исполнение, едва суд решил, и точка! Причем и военное ведомство, и прокуратура Центрального военного округа как будто и не слышат, что взрывоопасное, чреватое пожарами производство нужно демонтировать по правилам, это дело требует проекта и графика, неукоснительного соблюдения мер безопасности, а также надзора. В распоряжении «БВ» есть запись судебного заседания в кассации, которое имело место 2 февраля: представитель компании говорит, что затраты на снос составят 40 миллионов рублей и просит рассрочку исполнения решения о демонтаже до конца 2022 года.
- Но Министерство обороны утверждает, что «ЛукБелОйл» отказывается исполнять решение суда, хотя компания уже ликвидировала одну скважину, - констатирует представитель нефтяников Марина Рожнева. – Суд не установил срок исполнения своего решения, так как можно говорить о просрочке? Срока нет, а просрочка есть!
А ведь одна только судебно-строительная экспертиза объекта в Гурьяновке заняла 5 месяцев. Разумеется, все слова представитель компании подтверждает документами.  - В вашем проекте, наверно, есть какие-то сроки работ? Вы хотите рассрочку, чтобы сделать все по графику? – интересуется председатель тройки Роман Ананьев. Да, так и есть, но не взирая на очевидное, представитель Минобороны К.А. Сафин повторяет доводы своей жалобы: решение суда не исполняется, за каждый день просрочки снимать с компании по 10 тысяч, и точка! Тут уже даже члены судейской тройки начинают вразумлять военного юриста:
- Это же большой объем работ, его надо согласовать, «ЛукБелОйл» говорит, что нужен большой срок. Вы же понимаете, что невозможно, чтобы они приехали и завтра все снесли, - «уговаривает» представителя Минобороны председатель тройки.
В ответ г-н Сафин заявляет, что хотя бы движимое имущество могли бы нефтяники с площадки убрать.  - Но они же по проекту делать должны, разумный же подход должен быть, - вступает второй судья. Беспомощный вздох представителя военного ведомства разносится по залу. Крыть господину Сафину явно нечем. - Когда нечего сказать, начинается искажение фактов, - подчеркивает Марина Рожнева. Второй оппонент, представитель военной прокуратуры Центрального военного округа Ключников И.И., бойко парирует, утверждая, что за разработку проекта демонтажа компания должна была взяться раньше, вот и 12 ААС счел, что за проектом они обратились несвоевременно, так что никаких рассрочек бизнесменам давать нельзя. При этом сотрудник ведомства явно не потрудился ознакомиться с ключевыми датами: в сентябре 2019 года решение о демонтаже вступило в силу, а в октябре «ЛукБелОйл» приступил к его исполнению.
 - А вы полагаете, они прямо завтра должны были приехать и без проекта, без согласований бульдозером все снести? - задает вопрос представитель судейской тройки.
Тут человек из прокуратуры дает задний ход и сообщает, что решение о рассрочке оставляет на усмотрение суда, а штрафов, так и быть, с компании достаточно и 8 тысяч рублей в день. А вот постановление кассация вынесла ну очень неожиданное: - Из представленного обществом плана-графика по сносу объектов невозможно установить конкретные части исполнения судебного акта и их сроки. Довод кассационной жалобы ООО «ЛукБелОйл» о том, что судами не принято во внимание, что спорные объекты относятся к опасным производственным объектам, и требуется продолжительный период времени с целью соблюдения всех норм промышленной, пожарной безопасности, градостроительного, земельного законодательства, законодательства о недрах и окружающей среды, несостоятелен. То есть исполняй, бизнес, все по закону, а мы тебя будем штрафовать!
«БВ» уже писал, что в этой истории раз за разом торжествует абсурд. И стоит за этим сюжетом воля человека, когда-то нажавшего спусковой крючок. Однако даже в дуэлях прежнего времени соблюдался некий кодекс. Что же, в наши дни зачинщики боев без правил избавились от всяких предрассудков.