Они утонули: сколько компаний пошло на дно при строительстве саратовского Дворца водных видов спорта

Сегодня, 16 февраля, вечером, когда уже стемнеет, руководство Саратовской области собирается торжественно открыть Дворец водных видов спорта. Строили его несколько лет и здание имеет полное право претендовать на звание «стройки века», наряду с такими долгоиграющими объектами, как новый ТЮЗ или мост через судоходный канал в Балаково. В день, когда строительные работы официально дошли до перерезания красной ленточки, вспомним тех, кто не дожил до этой счастливой минуты, утопнув в еще не достроенном бассейне вместе с долгами и деньгами, в том числе чужими. По части жертв, по счастью, не кровавых, Дворец водных видов спорта в Солнечном-2 может смело соперничать с какой-нибудь древней гробницей, стоившей жизни искателям сокровищ и археологам. Сама стройка проходила без несчастных случаев, а вот бизнес на дне еще не готового бассейна тонул как корабли в «Бермудском треугольнике».  Первым утопленником стало ООО «Эффин Групп», некогда — постоянный исполнитель саратовских строительных тендеров. Компания в 2014 году забивала сваи в дно котлована, которому суждено было стать дворцом. Банкротить ее начали в 2016 году, вчинили последовательно 6 исков, пока наконец не торпедировали. Сейчас компания в конкурсном производстве. В конце года банкротный процесс было прекратили за нехваткой денег, но недавно возобновили опять.
Следующим на площадку пришел найденный регионом концессионер, которому предложили построить дворец на свои деньги, а затраты отбить за счет добавления к нему спа-салонов и римских бань. Устроить все эти блага цивилизации в отдельно взятом дворце вызвалась ООО «Тверская концессионная компания».
Добывать средства ТКК начала через облигации, которых собиралась выпустить аж на 30 млрд рублей - 3 млн штук по 10 тысяч рублей каждая со сроком погашения 49 лет. Планы у компании были грандиозными - к дворцу должен был прилагаться аквапарк с 4 бассейнами, ленивой рекой, 10 водяными горками и римские бани всех видов, описание которых донесла до нас история. Произошло это в 2016 году, год спустя нашелся подрядчик, никогда бассейнов не строивший - московское ООО «Мегаполис» из состава ГК «Премьер». Московский холдинг и ныне продолжает застраивать столицу. А вот «Тверская концессионная компания» пошла ко дну вместе со всеми римскими банями, облигациями и деньгами эмитентов заодно. Не прошло и года с момента выпуска облигаций, которых успели произвести на 8,5 млрд рублей, как концессионер допустил по ним дефолт. Соглашение с ним область расторгала через суд.
Одними облигациями дело не обошлось. Вместе с ТКК канули в вечность 4,5 млрд рублей Татфондбанка, который в ту пору потерял лицензию и стал банкротом. Сама же «Тверская концессионная компания» сразу после размещения облигаций сменила учредителя на фирму FDD Investments Ltd из Объединенных Арабских Эмиратов. Словом, нырять за утопшими миллиардами пришлось бы очень глубоко. Сейчас «Тверская концессионная компания» - банкрот, она находится в конкурсном производстве и финала банкротному процессу, стартовавшему в 2017 году, не видно до сих пор.
В процессе инвентаризации имущества ТКК обнаружилось, что через компанию текли такие суммы, на которые Саратовскую область можно было бы застроить дворцами всех видов спорта, включая лыжный и парашютный. Деньги курсировали через московских партнеров в кипрские офшоры и обратно. После того, как ТКК сбежала из дворца в банкротство и Эмираты, регион взялся достраивать многострадальный объект своими силами и федеральными средствами. Из состояния котлована компанию вывел проверенный подрядчик ООО «Балаковоагропромэнерго», ранее сооружавший парк-музей «Россия - моя история» на Ильинской площади. За ним эстафета перешла к СК «Система» Дмитрия Дулепина и ООО «ТСУ «Энгельсстрой» Анны Сеноженской. Казалось бы, все благополучно и цивилизовано, без облигаций и римских бань. Но злой рок не дремлет. И на этот раз его жертвой становится «Энгельсстрой».
Дополнительные соглашения к контракту приперли застройщика к стенке, заставив его работать практически себе в убыток. После этого региональные заказчики внезапно отлучают «Энгельсстрой» от заключения новых контрактов вообще. Опытного игрока строительного рынка то признают уклонившимся от заключения договора, то в дело вступает прокуратура, внезапно обнаружившая за компанией какие-то недоимки. Финал печален - и без дворца тащивший груз социальных контрактов подрядчик надорвался и получил иск о банкротстве с уголовным делом о невыплате зарплаты в придачу.
Выйти сухими из бассейна Дворца водных видов спорта скорее всего смогут СК «Система» и примкнувшее к ней самарское ООО С.И.Т.И, хотя после такого шлейфа утопленников на открытие дворца впору приглашать экстрасенса, чтобы снял с него проклятие. Правда непонятно, как проводить такие услуги через госзакупки, когда дворец и так потянул почти на 1 млрд рублей. Открытие «стройки века» уже успел высмеять известный блогер Илья Варламов, который довольно колко высказался про стиль здания. Дворец в зеркальном стекле синего цвета напомнил ему офис Сбербанка образца начала 2000-х годов. - Почему нельзя построить знаковый объект, почему нельзя сделать красиво, чтобы это здание можно было разместить на открытках? - недоумевает блогер.
Между тем, имя автора дворца из стекла и бетона скрывается очень глубоко. Портал госзакупок содержит сведения об аукционах на право осуществления авторского надзора за стройкой. В документации к ним фигурирует институт ПК ПИИ «Стройпроект», созданный в Саратове в 1993 году в организационно-правовой форме производственного кооператива. Сайта у института нет. Заказа на разработку проектно-сметной документации на дворец в его портфеле госконтрактов обнаружить не удалось. Институт продолжает действовать и участвовать в тендерах. В основном его контракты 2020 года касались опять-таки авторского надзора за дворцом.