Парк на Федюхиных высотах стал лентой живой истории. Открывшиеся здесь экспозиции охватывают сразу несколько эпох, от античности до XX века включительно. Сейчас экскурсантов ждут древнеримская крепость, укрепления эпохи Крымской войны, средневековая генуэзская усадьба.До сих пор собирались здесь гости раз в год, на фестиваль. Театр начинается с вешалки, крупное мероприятие – с парковки. Здесь ее вымостили с запасом, тесно гостям не было. За исключением главного мероприятия, реконструкции боев за Севастополь в 1944 году: в последний день фестиваля машины заполнили парковку до отказа. Логистика фестиваля была заранее продумана. Все локации собраны вдоль одной центральной аллеи, пройдя по которой парк насквозь, гость может посетить все площадки, которые его заинтересуют, и не заблудиться. Ориентироваться можно было как по карте парка, так и с помощью волонтеров. Исторические площадки были построены капитально, с прицелом на дальнейшие экскурсии. Но без клубов исторической реконструкции на фестивале они были бы просто частью ландшафта. Одна из первых открывшихся площадок Федюхиных высот – Loco Cimbali (Локо Чимбали). Воссозданная во всех исторических подробностях генуэзская усадьба XV века. Все предметы быта в этой средневековой усадьбе были реконструированы по старинным фрескам и гравюрам. На фестивале здесь проходили мастер-классы по старинным ремеслам, сейчас, по его окончании, в усадьбу водят экскурсии, на которых можно узнать о культуре и ремеслах генуэзцев в Крыму в Средние века. Поинтересоваться античным периодом истории Крыма можно было в Каструме – копии римской крепости. Сооружение это тоже долговременное. В ходе фестиваля здесь можно было познакомиться с древними ремеслами, кухней и даже настольными играми. А соседняя площадка стала местом гладиаторских боев и спортивных состязаний. Такой неотъемлемый элемент исторических фестивалей как ярмарка на КВИФе делался по тому же принципу, что на Увеке – отдельно исторические ремесла, реконструкция работ старых мастеров, народное творчество и отдельно – современные сувениры. Но оформлять прилавки в историчном стиле собственными силами от участников здесь не требовалось, все шатры и навесы им предоставляли организаторы. Один из самых важных моментов фестиваля, да и любого массового мероприятия в Крыму – это вода. С ней здесь сложно. Поэтому подвоз питьевое воды на площадку был организован очень тщательно. Фуд-зона делалась не на въезде, а в середине между локациями. По сути их было две, со столиками и навесами от солнца, достаточно просторные, чтобы гостям не пришлось обедать, сидя под кустом. На Увеке такой «завтрак на траве» еще возможен, но пыль и каменистая почва в Крыму подобный пикник исключает сразу. Интересная и бесспорно нужная локация - исторический тир. Здесь это капитальное строение, с расчетом на большое число стрелков. Работает тир до сих пор, уже вне фестиваля. Крымский фестиваль длиннее Укека, проходил он три дня, с 4 по 6 сентября. Программа составлялась с тем расчетом, чтобы посетителям было на что посмотреть, в какой бы день и час они не приехали. Жалеть о том, что «опоздали на турнир», о чем порой сокрушаются гости фестиваля на Увеке, им не приходилось. Мастер-классы и ярмарки работали все 3 дня. Инсценировки из исторических эпох проводились каждый день, в каждой локации – свои, от выступлений гладиаторов у римской крепости до эпизода из обороны Севастополя времен Крымской войны. Опыт Увека показал, что самая зрелищная часть фестиваля – турнир или боевой эпизод. Многие жалеют, если такое мероприятие стоит слишком рано в программе. Организаторы фестиваля в Крыму, во-первых, ставили такие действия на вторую половину дня, когда гостей на площадке больше, во-вторых, их было несколько. Оборона Севастополя в Крымскую войну, отражение налета душманов на заставу в Афганистане (трижды, все дни фестиваля) и заключительное, самое главное событие – бой за Севастополь 1944 года. Это единственное мероприятие, которое прошло в стороне от основных площадок, на плац-театре. Душа любого фестиваля – сами реконструкторы. На беглый взгляд человека не сведущего, на площадке собралось более 10 клубов, воссоздающих события всех эпох – от Древнего мира до Новейшей истории. Важный момент – реконструктор не аниматор, и не вздумайте его так называть. Он погружается в свою историческую тему добровольно и с удовольствием, а не отрабатывает номер за оговоренную плату. Фестиваль для участника реконструкторского клуба – возможность проявить себя, прикоснуться к тому историческому периоду, которым занимаешься. Они привозят с собой костюмы, воссозданные предметы быта, оружие. Вплоть до старинного типографского станка собственного изготовления. Заинтересованным зрителям расскажут и покажут многое. Даже из пулемета пострелять дадут. К «максиму» на советских позициях чуть ли не стояла очередь. Укрепления советских и немецких войск на территории парка тоже можно считать сооружениями долговременными. Рыть окопы в каменистой почве – задача не из простых. А в том, что получилось, вполне можно держать оборону. Позиции войск эпохи Крымской войны были выполнены столь же капитально. И артиллерия не подвела. Сейчас в парке Федюхины высоты продолжаются экскурсии и работает исторический тир. Парк приглашает к сотрудничеству школы для проведения интерактивных уроков, киностудии – для съемок исторического кино. Площадки парка будут благоустраиваться и в дальнейшем. Круглогодичная работа, расширение локации с места ежегодных мероприятий до современного музея – идея, заслуживающая распространения. Пока склоны горы на Увеке становятся точкой притяжения раз в год. Но с учетом того, какие планы на него строятся, почему бы не помечать? Саратов вполне мог бы обзавестись своим историческим парком и больше не строить юрты в музейном дворе на Ильинской. Текст и фото Маргариты Нерода