«Росатом» обнуляет имидж заводов по уничтожению химоружия: саратовский «Горный» стал «Михайловским» с приставкой «эко»

Федеральный экологический оператор (ФЭО, бывшее ФГУП РосРАО) за спинами экологов аккуратно перевел под свою юрисдикцию имущественный комплекс ФКП «Горный». Завод, который будет уничтожать высокоопасные отходы, получил громкое название экотехнопарк «Михайловский» и официально считается филиалом ФЭО. Передача имущества состоялась 25 января. Как уверяет пресс-служба облправительства, с 2024 года экотехнопарк как структура «Росатома» начнет извлекать из мусора «вторичное сырье с высокой добавленной стоимостью». Трудоустроить на новое предприятие планируется работников Горного, занимавшихся прежде ликвидацией химоружия.
Буквально за несколько дней до того, как общественность известили, что переработке опасных отходов в Горном быть и это всего лишь вопрос времени, ФЭО объявило извещение о первой закупке для своей новой площадки.  На электроснабжение понадобится 27 млн рублей. Это прямая закупка у единственного поставщика - ПАО «Саратовэнерго». Необходимая для экотехнопарка мощность - 7 429 160 КВТ (киловатт). Договор подпишут пока сроком на год.
Мероприятие по передаче имущества Горного в руки ФЭО прошло почти в торжественной обстановке, гостями на церемонии стали общественники из Удмуртии, в том числе глава удмуртской Ассоциации переработчиков отходов Сергей Перямков. Эта организация существует с 2006 года и объединяет 4 местных предприятия, занятых уборкой и переработкой отходов. В Удмуртии готовится к превращению в экотехнопарк свой опасный объект - «Камбарка», где тоже ликвидировали химические боеприпасы. Раньше всех аналогичная операция по передаче имущества прошла на объекте «Марадыковский» в Кировской области, где в декабре 2019 года таким же образом заявили о создании обособленного подразделения ФЭО с таким же громким экологичным названием - «Экотехнопарк Мирный». Тональность, в которой начали подаваться на сайте самого ФЭО данные об этих объектах, а также смена названий говорит о том, что федеральный оператор стремится всеми способами поменять имидж будущим предприятиям. Чтобы даже их названия не вызывали ассоциации с объектами, перерабатывающими химические боеприпасы с люизитом, как в «Камбарке», или с ипритом, как в «Горном».
С весны 2020 года тема экотехнопарков начала муссироваться особенно активно. В такую форму решено было облечь все бывшие заводы по утилизации химоружия. Приставка «эко», привычная потребителю, когда речь идет о продукции из природных материалов, натуральной косметике или одежде из растительных волокон, в данном случае смотрится скорее прикрытием истинного назначения предприятия - переработка отходов, способных нанести вред окружающей среде. Дело, безусловно, нужное и важное, вот только экологичностью такой процесс, как правило, не отличается.
- Тенденция нашей псевдоэкологической политики последнее время такова, что они все грязные проекты называют экотехнопарками, - заметила по этому поводу саратовский эколог Ольга Пицунова. - Я помню, что это началось с Шиеса. [Мусорный полигон у станции Шиес в Архангельской области, строительство которого вызвало массовые протесты, - прим ред.] Многие мусорные полигоны называют экотехнопарками, если там не только закапывают мусор, но и делают что-нибудь еще. Экотехнопарк - это место, где под прикрытием заботы о природе (а весь мусорный бизнес у нас является природоохранным), они еще и занимаются чем-то другим. ФЭО еще раньше анонсировали, что площадки наших заводов по переработке опасных отходов можно использовать для самого разного бизнеса, чтобы он мог реализовать там свои проекты. Эксперт напомнила, что в Горном предстоит еще решить вопрос с отходами, содержащими мышьяк, которые остались от уничтожения химоружия. Их еще необходимо переработать, как и остатки самого опасного производства, ликвидация которых до сих пор требует сотни федеральных миллионов.
- Они собирают в одном месте все опасные заводы, загружают мощности и называют это технопарком. Можно было бы сказать, что использовать эту инфраструктуру для бизнеса - разумно, если бы не одно но. Они этот экотехнопарк по переработке опасных отходов собираются разместить рядом с населенными пунктами. Они для экономии собственных средств решили сэкономить на здоровье людей, - заключает эколог.
Между тем, независимой экспертизе, которую планировали провести экологи из Информационного центра «Волгоград-Экопресс», так и не суждено было состояться. - Нам не дали провести общественную экологическую экспертизу. ФЭО отказалось предоставлять нам документы. Провели ее две местных организации, которые это не анонсировали, и которых совершенно спокойно зарегистрировали, и они дали одобрительное заключение. Волгоградской организации, в чьей честности и порядочности я уверена, отказались предоставлять документы, - объяснила Ольга Пицунова. Как рассказала эксперт, отказ был получен даже на просьбу саратовского отделения российского социально-экологического союза, в котором она сама состоит, предоставить окончательные заключения по ОВОС - оценке воздействия на окружающую среду. Ранее экологи высказали свои замечания, изучив предварительные документы, но знакомить их с окончательными выкладками ФЭО уже отказалось.