Саратовские аптечники о проблемах с лекарствами: власти навязали бизнесу убогую маркировку, теперь хотят довести до комы поликлиники

Дефицит лекарств продлится еще месяц. Во многом в нем виновата система маркировки, купоны с которой стрижет близкая к олигархам и "Ростеху" компания. Но и без этой напасти  состояние саратовского здравоохранения кроме как комой назвать нельзя, несмотря на рекордные темпы финансирования региональной медицины.  Из-за роста заболеваемости, массовых отказов в приезде «Скорой помощи» и госпитализации жители перешли на самолечение и самообеспечение. Правда, чиновники призывают не покупать антибиотики без рецептов, есть мясо и делать дыхательную гимнастику. Собственно, это единственное, что остается: из-за повышенного спроса и проблем с системой маркировки уже неделю в регионе наблюдается дефицит лекарств, входящих в протокол лечения ковида — антибиотика цефтриаксона, гормонального препарата дексаметазона и других. Жители рассказывают в СМИ истории о том, что из-за отсутствия лекарств умирают их родственники. 
Опрошенные "БВ" саратовские предприниматели, связанные с аптечным бизнесом, в один голос констатировали, что проблемы есть, но это не катастрофа. Говоря языком цифр, из 25 тысяч наименований в аптеке может не быть несколько десятков препаратов, хотя и они то появляются, то исчезают. Недаром же официальные ресурсы облправительства стали публиковать данные о наличии лекарств с указанием не только даты, но и времени.
Причин же сложившегося дефицита, как обычно, две. По словам председателя гильдии фармацевтов при ТПП области Игоря Михайлова, резко увеличился спрос на противовирусные препараты и антибиотики, причем многие покупают не только для лечения, но и про запас. Хотя с начала пандемии спрос на лекарства движется волнообразно — в зависимости от уровня страха и доходов населения. С ним согласен и председатель комиссии по экономике и предпринимательству региональной ОП Михаил Волков, который добавляет, что увеличение оборота традиционно связано еще и с осенним сезоном — в это время спрос на лекарства ежегодно вырастает на 25%.
Вторая проблема — введенная с 1 июля система маркировки лекарств: каждая упаковка на каждом этапе пути с завода до аптеки должна отмечаться в базе данных ООО «Оператор-РЦПТ».  
По данным обозревателя «Новой Газеты» Юлии Латыниной, конечными бенефициарами компании являются олигарх Алишер Усманов, «Ростех» и компания экс-владельца "Магнита"  Александра Галицкого. Среди пайщиков, по словам последнего, есть и Александр Удодов, которого называют зятем премьер-министра РФ Михаила Мишустина. С каждой пачки лекарств оператору перечисляется 50 копеек - сумма, вроде бы, небольшая, но с учетом продаваемых ежегодно миллиардов упаковок, вырастающая в о-о-чень неплохие деньги.   Как отмечают эксперты, сама система настроена из рук вон плохо — серверы не справляются с объемом информации, штрихкоды не всегда читаются. С последним, кстати, столкнулся и Михаил Волков: аптека не может отпустить препарат, потому что ни один сканер не в состоянии прочитать маркировку. В итоге упаковки лекарств могут подолгу зависать на том или ином этапе и даже в аптеке. То есть они есть в наличии, но продать их нельзя, пока они не будут отмечены в системе. Декларировавшиеся при введении маркировки цели — борьба с фальсификацией лекарств. Однако саратовские бизнесмены говорят, что за более, чем 20 лет работы ни разу не сталкивались с такой проблемой вживую, скорее, она связана с проблемами документооборота.
- В целом, наверное, идея системы маркировки правильна, но вот тема фальсификации лекарств спорна: за все 20 лет моей работы в этой сфере я с этим практически не сталкивался. Либо мне очень везло, либо эта проблема во многом надуманная. Читал о воровстве и продаже гинекологических препаратов, что вскрылось как раз благодаря маркировке. В этих случаях да, система, видимо, работает, - отметил Игорь Михайлов.
По его мнению, для запуска такого глобального проекта в период пандемии, видимо, у чиновников имелись причины, хотя и не обязательно связанные с финансовыми интересами отдельных личностей. - Получилось так, как получилось. Очень «удачно» все прилетело в одну точку. Бизнес же поставили в определенную позу, мы в ней должны стоять и играть по тем правилам, которые есть. Михаил Волков настроен более категорично и считает, что маркировка в пандемию — вопрос политический. По его мнению, фальсификации, а, скорее, нарушения, связанные с документооборотом, не имеют и сотых долей процента в общем объеме. И лекарства должны были участвовать в маркировке последними.
- В фармацевтике выстроена многоуровневая система проверок. Это не только лаборатории на производствах, это многочисленные проверки Росздравнадзора, Роспотребнадзора, прокуратуры непосредственно аптек. А в этом году предприниматели уже нагружены новой системой бухучета, слетев с «вмененки», вводом онлайн касс, где тоже немало проблем. При этом у нас сами фармацевты болеют и работать им эмоционально тяжело: попробуй объяснить клиенту, у которого умирает близкий человек, что лекарств нет из-за какой-то системы в Москве, - говорит предприниматель, отмечая, что запуск маркировки стоит отложить, подвесить на время и потренироваться.
Предприниматели констатировали, что помощи ждать не откуда: производители и крупные оптовики или уже не имеют складских запасов, или же имеют технические сложности с отпуском товара. - Вы представляете, что значит увеличить мощности производства? Фактически это означает с нуля создать производство, с получением всех разрешений, лицензий и так далее. В нормальных условиях это занимает от полугода, - говорит Михаил Волков, призывая тем не менее не создавать ажиотажа. - Дефицит есть, катастрофы нет. Игорь Михайлов считает, что сейчас первоочередная задача — обеспечить лекарствами реально болеющих пациентов в стационарах. - На амбулаторном, домашнем лечении вряд ли находится пол Саратова и, конечно, важно обеспечить лекарствами людей в больницах. В конечном счете у нас есть государственный аптечный склад, госфармацевтика еще осталась. А остальные граждане не то что бы брошены - через какое-то время эти препараты появятся. Думаю, что через месяц все будет нормально, - считает он.
В Саратовской области по данным облминздрава на домашнем лечении находится более 5 тыс. человек. На их лекарственное обеспечение из регионального бюджета выделено 4,5 млн рублей, еще 91,1 млн рублей на всю страну выделил федеральный бюджет. Тысячу упаковок противовирусного препарата фавипиравир на сумму 10 млн рублей для «амбулаторников» региону пожертвовала компания «Норильский никель». По данным облправительства, лекарства в Саратов, Балаково, Энгельс, Балашов и Пугачев будут поставлены уже завтра.
Любопытно, что в этой ситуации саратовский Роспотребнадзор счел необходимым напомнить, что аптеки обязаны отпускать антибиотики по рецептам. Предприниматели считают, что строгое соответствие законодательству в сложившейся ситуации приведет к коллапсу всей госмедицины в Саратовской области. - Тема с рецептурным отпуском большего числа препаратов возникла уже давно, но на это все закрывают глаза — и проверяющие, и аптеки. На моей памяти было несколько попыток сломать сложившуюся систему. В Москве лет 10 назад в итоге захлебнулось поликлиническое звено, куда вместо 100 человек пришло 2000, которые рвали на себе рубаху и требовали выписать препараты, которыми они пользуются. Эта попытка привести все в строгие рамки закона закончилась недели через 2-3, - говорит Игорь Михайлов. Он указывает, что если аптеки будут все отпускать по рецепту, то врачи должны приготовиться выписывать лекарства тысяче пациентов каждый день. - Я убежден, что сегодня наше здравоохранение к этому не готово. В подавляющем большинстве поликлиник, уверен, нет даже рецептурных бланков, а вся система практически парализована ситуацией с короной. Добавив сюда еще 20-30 тысяч человек, которые придут за рецептами, мы можем смело поставить крест на саратовском здравоохранении, - констатировал Игорь Михайлов. Михаил Волкова же задается вопросом, как должна реагировать фармацевт, которую просят продать лекарство без рецепта для умирающего пациента — по человечески, по закону или с точки зрения врача?
Между тем, система здравоохранения региона не справляется и без выписки рецептов: из лечебных учреждений уже уволились почти 400 медиков, а в Балаково выписывают педиатров из Пензы, чтобы закрыть пустующие ставки. И это при уже имеющемся на конец 2019 года дефиците в почти 4 тысяч врачей и медсестер, который констатировал саратовский минздрав.
Что касается маркировки, то еще недавно глава минпромторга Денис Мантуров в принципе отрицал наличие проблем в системе, обвиняя во всем дистрибьютеров и аптечные сети. Однако в конце прошлой недели власти все же разрешили продавать лекарства, не дожидаясь подтверждения маркировки в аптечном и дистрибьюторском сегментах. Но уведомительный режим продлиться недолго - максимум до конца года, и то только потому, что «дистрибьюторы и аптечные сети все еще находятся в процессе отладки работы системы».
А пока же Михаил Волков как врач советует заняться профилактикой. И это не только ношение маски и соблюдение социальной дистанции, но кварцевание. Проветривание помещений, физические упражнения на свежем воздухе, прием витаминов группы В с магнием, поливитаминов с цинком и препаратов «Омега».  
- Это работает на профилактику и многие, кто этого придерживается, до сих пор не заболели, - отметил он, уточнив, что в осеннее ненастье не стоит усиливать и без того плохое настроение.