Андрей Табояков: люди нам не верят и уезжают в Москву и Сочи. Быстрее, чем посетителей, саратовский общепит теряет персонал

Саратов оказался единственным городом в России, где из-за коронавируса для организаций общепита был введен мораторий на работу после 21.00. Спустя время власти одумались и продлили его до 23.00, но было поздно: по словам ресторатора Андрея Табоякова, сотрудники массово увольняются и переезжают в другие регионы. Бизнес при этом не только остался без персонала, зарабатывая копейки, но теперь еще и должен отдать кредиты, выданные в рамках господдержки. По словам владельца сети кофеен, кондитерской и пабов, несмотря на отсутствие карантина, предприятия общепита продолжают терпеть колоссальные убытки. Речь об этом шла на встрече саратовских предпринимателей с советником федерального бизнес-омбудсмена Антоном Свириденко, состоявшейся 13 ноября в СГЮА. - Пошла вторая волна, она серьезная. Но сотрудники нам уже не верят: мы не работали пять месяцев, а потом мы месяц были единственным городом в России, где общепит не работал после 21.00. Слава богу, облправительство нас услышало, и продлило время до 23.00. Но те заведения, что ориентированы на вечернее и ночное время, не действуют, они полностью сокращаются, зарабатывая реально не более 5% от докоронавирусного периода, - сообщил Андрей Табяков. По его словам предприниматели прекрасно понимают, что разделить кафе, бары, рестораны и ночные клубы, которые работают в разное время, по ОКВЭД невозможно. Но они точно будут не готовы брать очередные банковские кредиты при условии сохранения 80% персонала, о чем намерен, по словам Свириденко, в правительстве РФ ходатайствовать бизнес-омбудсмен.
- Оставить в нынешних условиях 80-90% сотрудников - это нереально. Максимум — 50%. Если бы государство сказало при взятии кредита: окей, у вас осталось половина сотрудников, за них и выплачивайте. Но проблема еще и в том, что людей невозможно уже удержать. Выручки нет - с чего платить заработную плату? Уходит один человек — все, заведение встает, - констатировал Табояков, отметив, что при этом актуален вопрос о возврате кредита, выданного государством при условии сохранения персонала. - Мы не враги сами себе и за пять месяцев сделали все, чтобы удержать людей. Но они уезжают туда, где платят зарплату — в Москву, Питер, Сочи, Краснодар и мы не можем их удержать.
Глава реготделения «Опоры России» Наталия Панферова эмоционально заметила, что владельцу бизнеса сегодня приходится самому брать в руки тряпку и протирать столы. На что Андрей Табояков скромно отметил, что ему нравится наводить порядок и встречать гостей. Кстати, 14 ноября во Всемирный день доброты саратовские рестораторы угостили врачей вкусными блюдами, развезя их по станциям «Скорой помощи». Говоря об упрощенной системе налогообложения, Табояков констатировал, что решение облправительства снизить ставку с 6% до 2% - «великолепное и отличное», но не мешало бы продлить его на следующий год. - У меня часть предприятий работает на УСН и до кризиса это было отлично, но сейчас 6% - это много, - отметил ресторатор. По его словам, уйти на патентную систему его компаниям невозможно. Даже если это франшиза, то налоговая объединит разные ООО в одно предприятие, потому что у нас одно название. - Для нас это не работает, но, вероятно, для придорожных кафе — вполне. Вячеслав Максюта выступил от имени представителей фитнес-индустрии. По его словам, люди по-прежнему боятся заразиться, поэтому сократили посещения фитнес-клубов в два раза, что повлекло сопоставимое падение продаж абонементов. В том числе на долгий срок — люди уже так далеко не загадывают. Причем многие посетители хотели бы вернуть деньги за уже оплаченные абонементы. По словам руководителя сети спортклубов, выжить могли бы помочь налоговые вычеты для посетителей. На вопрос Антона Свириденко, что лучше задействовать - кэшбек или налоговый вычет, Максюта, не скромничая, ответил: «И то, и другое». По словам московского гостя, льгота по НДФЛ — вопрос уже почти решенный и возможно стоило бы подумать над субсидиями или кэшбеками по типу туристических. Андрей Табояков напомнил, что бизнес получал двухмесячную субсидию на приобретение дезсредств, но ее обязательно надо продлить до конца года с захватом первого квартала следующего года, потому что ситуация с заболеваемостью сейчас гораздо хуже.
Еще одна проблема для фитнесса — арендная плата. В Саратовской области арендодатели получают 25%-ю скидку при уплате налога на имущество при условии предоставления скидок арендаторам. Но сделать это не везде возможно. Например, если спортклуб размещается в торговом центре, где действует единая для всех арендная плата, то скидку он не получает.