Лидер саратовской «Опоры»: пришлось закрепить за каждым банком куратора, чтобы выбивать в пандемию льготные кредиты

Саратовские предприниматели — члены «Опоры России» на очередном бизнес-завтраке подвели итоги работы в период пандемии и обсудили вероятность второй волны коронавируса. Слово держала руководитель регионального отделения «Опора Россия» Наталия Панферова, напомнившая, с чего стартовала борьба предпринимателей за свои права и меры поддержки. - Самая активная деятельность началась когда Владимир Путин произнес загадочные слова «нерабочие дни с сохранением заработной платы». Тогда из регионов «Опора «России» начала писать просьбы, используя опыт тех субъектов, где режим изоляции начался раньше, - рассказала она. Ряд встреч проходили на базе Общественной палаты и ТПП региона, был создан штаб в социальных сетях.
- Мы просили компенсировать заработную плату, объявить налоговые и кредитные каникулы. Думали, что просим слишком много, но в итоге были выполнено все, - констатировала она, подчеркнув, что библейский принцип «просите и обрящете» действительно работает.
Потом общественники «бились» за отдельные отрасли — те, чьи представители активно к ним обращались. А итоге удалось отстоять непродовольственную торговлю и стоматологов, хотя на частную медицину меры поддержки распространить не удалось. Получилось и расширить льготные ОКВЭДы: на местном уровне учитывались и дополнительные виды деятельности. - Можно по-разному относится к администрации Саратова и Михаилу Исаеву, но нам удалось отбить арендные платежи для школьного питания, которые пытались взять даже во время простоя. Мэрия решила этот вопрос, - вспомнила Наталия Панферова. Однако «непоняточки» на этом не заканчивались: более того, их содержал каждый пункт на 26 страницах мер господдержки. Ни налоговая, ни минэконом РФ никаких разъяснений не давали.
- Многие взяли кредит под 2%, руководствуясь волшебным словом «списание». Но механизма нет, и я предполагаю, что из-за расплывчатых формулировок «Опоре России» вскоре придется защищать интересы предпринимателей и в этом вопросе, - считает она.
Решая вопросы по кредитам, общественникам приходилось работать буквально в ручном режиме. Например, это касалось проблем с выдачей льготных кредитов: в каждом банке за «Опорой» был закреплен куратор, по звонку которому и решались вопросы с кредитами под 0 и 2%, пролонгацией и реструктуризацией. - Мы теперь познакомились со всеми банками, поработали с ними, нашли механизм взаимодействия, - констатировала Панферова. Конкретных примеров таких формулировок у Наталии Панферовой много. Например, электрик, по совместительству работающий в четырех фирмах, должен в каждой из них получить из бюджета по минимальной зарплате в 12 130 или нет? Ответа на этот вопрос нет до сих пор. - Интересное есть и в госконтрактах. Госдепы поругались, что у заказчиков неправильно принимают товар. И товар перестали принимать. Есть примеры: заказали зеленые куртки на «Скорую помощь», а заказчик из Ростова-на-Дону, говорит, что они бирюзовые. И заказ не принимает. А сроки горят. И таких людей очень много, - рассказала руководитель «Опоры», пообещав, что организация будет пытаться оказать юрподдержку саратовским товаропроизводителям в этом вопросе. По ее данным, с 1 января 2020 года в России закрылось около 1 млн субъектов МСП, открылось — 600 тыс. новых. - Просадка в экономике сильная, но не смертельная и власть делает вывод, что и вторую волну мы переживем, если она будет, - отметила она. Версий, как всегда две. Первая: из-за двух вирусов обычного гриппа+коронавирус всех снова закроют. Хотя Саратовская область, по данным за май, недополучила 4,5 млрд рублей налоговых поступлений. Вторая: система здравоохранения подготовлена, поэтому массового заражения не будет и жесткого карантина — тоже.
- Я оптимист и надеюсь, что второй волны не будет. Но на всякий случай надо готовиться и вставать на новые рельсы. С учетом сделанных ошибок. Одна из них — мы поздно начали формулировать требования, хотя смогли быстро объединиться с другими бизнес-сообществами, - отметила Панферова.