Вольский завод "Металлист" Аркадия Евстафьева вместо ликвидации уходит в банкротство с почти полумиллиардным долгом

В Вольске подал на самобанкротство ООО «Завод «Металлист». Предприятие, которое некогда обещали сделать лидером в механообрабатывающей отрасли региона, накопило долг, в десятки раз превышающий его финансовые обороты. Завод подал иск в областной арбитраж 12 января, заявив о долгах в размере 484,4 млн рублей. Уже на следующий день заявление это было возвращено судом на том основании, что предприятие упустило сроки уведомления о намерении обанкротиться. Согласно бухгалтерской отчетности предприятия, долг такого размера складывается из краткосрочных заемных обязательств, в 2019 году они составляли 475,5 млн рублей. При этом выручка самого завода на протяжении нескольких лет была невысока, а на прибыль он ни разу не вышел. Пик выручки приходился на 2012 год, когда предприятие получило 61,2 млн рублей, в последующие годы обороты только падали, сократившись до 20 млн в 2018 году, а результат 2019 года и вовсе стал нулевым.  Заявлению о самобанкротстве предшествовали 3 банкротных иска с претензиями на 17,3 млн рублей, поданные в ноябре-декабре 2019 года ООО «Компания «Мегалайт», саратовской рекламной фирмой. Сначала суд отклонял заявления из-за нарушений, а когда наконец принял одно из них к рассмотрению, отказался признавать «Мегалайт» кредитором.
Как следует из документов суда, завод «Металлист» входит в пул компаний крупного бизнесмена Аркадия Евстафьева, совладельца «Саратовских авиалиний». Он является основным бенефициаром завода и его управляющей компании. Его доля в «Металлисте» составляет 19,2%, еще 80% приходится на УК «Металлист», которая в свою очередь принадлежит на 81% компании Аркадия Евстафьева «Энергия Инвестиций» и на 19% - ему самому.
Долг завода перед «Мегалайтом» возник после того, как фирма выкупила обязательства завода у банка «Агророс». Контролирующим лицом кредитной организации также выступает Аркадий Евстафьев. Из материалов дела ясно, что в 2011-2012 годах банк предоставил «Металлисту» 4 кредитных линии с предельным единовременным размером долга от 4,5 млн до 10 млн рублей. Оформлялись все кредиты без обеспечения. Договор цессии между «Мегалайтом» и банкром «Агророс» заключался в 2013 году, и эту сделку суд посчитал ничтожной и не влекущей юридических последствий. Дело в том, что долги завода «Мегалайт» приобрел у банка всего за 5 тысяч рублей. На этом основании суд заключил, что цессией прикрыли договор дарения. Кроме того, у банка и завода одно и то же контролирующее лицо. «Договор уступки от 23 декабря 2013 года был заключен в отсутствие какой-либо экономической целесообразности, аффилированными лицами в целях проведения подконтрольной процедуры банкротства должника, что не соответствует поведению добросовестных участников правоотношений», - говорится в определении суда от 19 июня 2020 года. На этом основании банкротство и прекратили. После этой неудачи завод и попытался самообанкротиться, пока без результата. Свежих уведомлений о подаче исков о несостоятельности предприятия на данный момент нет. До получения банкротных исков завод практически не фигурировал в судах, претензий из-за долгов к нему никто не предъявлял.
ООО «Завод «Металлист» имеет более чем 120-летнюю историю. Начинался завод в XIX веке как судостроительный, после перешел на заводское оборудование. С середины XX столетия завод начал выпускать оборудование и комплектующие для цементной промышленности. У предприятия было свое литейное производство, что позволяло ему помимо основной продукции выпускать любые нестандартные детали по чертежам заказчика.
В 2001 году на базе предприятия было создано ЗАО «Промышленная компания «Вольскметмаш». Но в 2010 году оно оказалось в банкротстве. Одним из крупных кредиторов был банк «Агророс», в итоге предприятие вошло в пул Аркадия Евстафьева. Как юрлицо «Завод «Металлист» был зарегистрирован в 2010 году, а «Вольскметмаш» числится ликвидированным с 2012-го. Новый владелец собирался восстановить и развивать предприятие, производить на нем комплектующие для сельхозтехники и нужд нефтегазовой промышленности. К 2012 году завод «Металлист» должен был стать лидером в механообрабатывающем производстве.
Но, судя по оборотам предприятия, добиться лидерства так и не получилось. В 2018 году вольская пресса стала сообщать тревожные новости: штат рабочих «Металлиста» сокращается. Руководство завода в свою очередь жаловалось на падение объема заказов. Как заявлял порталу «Вольская жизнь» директор завода Сергей Мормоль, объем отгруженной продукции в первом полугодии 2018 года составил всего 12 млн рублей, а это 55% от прошлогоднего периода. Основного заказчика завод тем не менее не терял, это было АО «ХайдельбергЦемент Волга».
Тем не менее, с осени 2018 года завод пошел в ликвидацию и пребывал в такой стадии до сентября 2020 года. В октябре 2018-го года появилась информация, что на «Металлисте» начался демонтаж цехов, причем до этого производство практически простаивало, в том числе литейное. Минувшей осенью предприятии сменилось руководство и оно вновь считается действующим. Правда, среднесписочная численность сотрудников на 1 января 2020 года составляла всего 3 человека.