В бассейн в Перелюбе нырнет прокуратура: глава саратовского управления капстроительства может пойти дорожкой Гейна

Строительства бассейна у школы в Перелюбе, на который Управление капстроительства Саратовской области дает подрядчику две недели, вызвало недоумение и у потенциальных исполнителей, и у облпрокуратуры. Ведомство заявило, что с учетом сверхкороткого срока сдачи объекта оно проведет проверку, как этот спринт вяжется с законами о защите конкуренции. Бассейн, судя по документации, требовалось строить практически с нуля и под ключ, со всеми коммуникациями. Между тем в телеграм-каналах стали появляться фото, свидетельствующие о том, что работы над будущим бассейном уже кем-то ведутся, хотя срок подачи заявок истекает еще только в следующий понедельник. Так что возможно, прокурорским работникам в ходе проверки придется устанавливать, кто и на каких основаниях начал возводить бассейн досрочно и каким образом эти работы должны были оплачиваться. Начисление денег за еще не сделанные работы уже оборачивалось для саратовских чиновников неприятностями с законом. Пример тому — предыдущий глава управления Олег Гейн, проходящий подозреваемым по делу о превышении должностных полномочий. Случаи начала работ до завершения тендера в Саратовской области отмечаются не первый раз, именно на социальных стройках. В частности, досрочно начали мостить велодорожку в Парке покорителей космоса, строительство которой сейчас тоже проверяет прокуратура. Пока ведомство изучает бассейн, его областного заказчика одолевают вопросами заинтересовавшиеся в закупке подрядчики. Интересует их одно, как управление представляет себе стройку на таких высоких скоростях. Ответ чиновников прост: требовать любые, даже самые сжатые сроки закон им не запрещает. Закон направлен на то, чтобы найти такого подрядчика, который обеспечит максимально эффективное расходование средств.
- Минимизация срока выполнения работ - это вовсе не ограничение конкуренции, а выявление лучших условий, Прямого нарушения законодательства в требовании минимальных сроков выполнения работ нет, - говорится в разъяснении за подписью и.о. директора управления Владимира Шевцова.
Нет в этом документе ответа только на один вопрос: как за две недели построить бассейн. И не будет, поскольку невозможность этого понимают все, включая заказчика. - Поставить каркас и облицевать за две недели можно. Но все остальное - невозможно чисто технологически, даже если согнать все строительные фирмы города Саратова на строительство только одного этого объекта, - оценил сроки ведения работ глава гильдии строителей ТПП Саратовской области и гендиректор строительной компании ООО «Лафит плюс» Борис Чернодед. При этом эксперт считает, что в такой абсурдной ситуации вины заказчика скорее всего нет. Он не хуже строителей понимает, что требует невозможного. Но обязанность освоить выделенные на конкретные цели федеральные средства до конца года заставляет его проводить тендеры с заранее невыполнимыми сроками. В противном случае деньги придется вернуть с перспективой на следующий год не получить ничего.
- На бассейн наверняка были выделены целевые средства, скорее всего из госбюджета. Эти деньги надо было потратить. Если их сейчас никому не заплатят, они уйдут назад бюджет. А чтобы их заплатить, нужен акт. Все объясняется банальной бюрократией, - объясняет он. - Все прекрасно знают, что за две недели никто ничего не построит. Все будет строиться в плановом режиме за полгода или год, если будет финансирование. А чтобы оно было, документы нужно оформить в этом году. Я бы не стал обвинять заказчика. У людей есть задача: нужно построить бассейн.
Как пояснил Борис Чернодед, похожие вопросы со строительством в рамках госзакупках обсуждаются в Саратовской области последние несколько лет на круглых столах и конференциях с участием профильных министров. И всякий раз дело упирается в то, что система госзакупок и их финансирования должна быть изменена на федеральном, а не на региональном уровне, поскольку до сих пор областные министры «упираются в бетонную стену федерального законодательства». - Я в строительстве с 90-х годов, за почти 30 лет ничего не изменилось. Все деньги приходят в декабре и их нужно освоить, а без денег строить никто не хочет, - заключает Борис Чернодед.
История с 50% аванса, которые обещают подрядчику, по словам эксперта, тоже имеет свое объяснение. Застройщику не выгодно работать с госзаказом за свои собственные средства или, тем более, если для начала работ ему приходится брать кредит. Цена строительных тендеров установлена такая, что прибыль застройщик получает минимальную. И если он будет работать в кредит, любое промедление заказчика с оплатой приведет к тому, что проценты по кредиту поглотят эту крохотную прибыль. Судиться же с госструктурой из-за неуплаты — занятие почти безнадежное. Так что без авансирования чиновники просто не смогут найти строителя.
Другое дело, что работы уже кто-то ведет. И на каких условиях застройщик вышел на площадку, в надежде на будущий контракт или другие преференции, теперь предстоит выяснить компетентным органам.