В Перми ждут частного инвестора, чтобы достроить крематорий по концессии. В Саратове аналогичная история?

Строительство крематория в Перми вновь остановлено. Поводом стал запрет на достройку с участием частных инвесторов, который, возможно, будет снят после поправок в федеральное законодательство. В Саратове с крематорием пока тоже все глухо.

О судьбе стройки стало известно на очередном заседании гордумы: администрация Перми предложила перенести расходы на строительство ритуального учреждения - 12,5 млн рублей - на 2024 год. Представитель мэрии пояснил, что деньги будут направлены на консервацию сооружения.

Построить крематорий в Перми пытаются с 2004 года - тогда появилась идея, в 2009 году - проект, в 2012-м году - скорректированный проект. В 2013-м году мэрия на конкурсе нашла подрядчика на строительство - пермское ООО "Вектор". Объект финансировался за счет средств бюджета - 113,8 млн рублей. 
Компания на 94% построила бытовой корпус, на 95% - трансформаторную подстанцию, но до финала так и не дошла. Позднее в мэрии предлагали достроить объект за счет частного инвестора, но в 2021 году все же было принято решение сделать это за счет бюджета.
Изначально проект предполагал строительство двухэтажного здания с четырьмя печами, двумя траурными залами - большим и малым, а также колумбарий на более, чем 15 тысяч урн.  Два года назад в проекте колумбарий был расширен до 25 тысяч мест, а стройка разделилась на два этапа, подорожав на порядок. В рамках первого этапа планировалось достроить здание самого крематория, потратив на это 472 млн рублей из городского бюджета. Проект в целом оценивался при этом в 1,22 млрд рублей. Конкурс на выполнение первого этапа работ выиграло пермское ООО «РусРазвитие», контракт был подписан в апреле текущего года, а истечь - в марте 2024 года. Однако затем под раздачу попал заказчик стройки - МКУ «Пермблагоустройство», у которого оперативники провели выемку документов, касающихся крематория. В итоге уже в конце апреля контракт с "РусРазвитием" был расторгнут по соглашению сторон. Губернатор Прикамья Дмитрий Махонин же летом заявил о привлечении частных инвесторов к достройке ритуального сооружения. 
Правда, пока законодательство, а точнее решение Верховного суда РФ, запрещает бизнесу использовать крематории. В Госдуме РФ на рассмотрении находится пакет поправок в федеральное законодательство, которые должны разрубить гордиев узел, заведя крематории в концессионные соглашения.
В этом случае в Перми готовы вновь вернуться к проекту, тем более, что у чиновников уже есть потенциальные инвесторы. Хотя в администрации согласны искать бюджетные средства, в том числе на региональном и федеральном уровне, если бизнесу крематорий будет не интересен. Для города вопрос стоит остро - в Перми наблюдается дефицит мест для захоронения. 

Впрочем, экс-начальник городского управления капстроительства Денис Ушаков в комментариях "КоммерсантЪ" не исключает, что проект крематория придется начинать с нуля: обследование еще 2016-го года показало, что административный корпус полностью пришел в негодность, не исключив, что в таком же состоянии и другие объекты стройки.

Пермская история наводит на мысли о неудавшейся стройке крематория в Саратове. Здесь его как раз затевали частные структуры, возведя здание с ритуальными залами, но без печей. Дальнейшей эксплуатации помешали многочисленные суды, в том числе в рамках уголовного дела в отношении экс-прокурора Андрея Пригарова.
В итоге и участок, и здание были переданы городской администрации и профильному МУСППу, хотя до недавнего времени залы сдавались в аренду частным ритуальным конторам. После публикации "БВ", реклама услуг в здании крематория с сайтов частных организаций исчезла, но в услугах муниципального учреждения так и не появилась. "БВ" направил запрос в адрес главы Саратова Лады Мокроусовой по поводу судьбы здания крематория.
Не исключено, что в Саратове тоже ждут решений Госдумы по поводу концессий в этой сфере. И дальнейшим оснащением и эксплуатацией крематория займется частный инвестор. В бюджете МУСПП на это средств явно нет, учитывая тезисы его директора Александры Умировой о катящемся в финансовую пропасть предприятии.  Кстати, сейчас в Поволжье всего один действующий крематорий - в Нижнем Новгороде. Он был построен в 2017-м году вполне себе частным инвестором - ООО «Нижегородский ритуальный дом». С 2018 года здесь администрацией города даже утвержден порядок работы крематория.  Им сейчас управляет нижегородское АО "Память". С 1 ноября стоимость кремации с выдачей праха через два дня в пластиковой урне составляет 19,8 тысячи рублей. Выручка АО в прошлом году сократилась на 17%, составив 185,1 млн рублей. Компания уже второй год наращивает убытки - в 2022 году они составили 15,2 млн рублей. Директор АО Владимир Ворошуха числится учредителем еще четырех организаций, связанных с похоронным бизнесом, но там выручка колеблется в пределах полумиллиона рублей. 
У волгоградского крематория (хоть и не на территории ПФО), управляемого не менее частным ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" дела, кажется, идут лучше. Выручка постоянно растет, составив в 2022 году 243,2 млн рублей (рост на 24%), чистая прибыль 51,4 млн рублей (снижение на 54%).
фото "Нижегородский крематорий"