"Вий" споют в четыре голоса: в Саратове покажут легендарный спектакль Балаковского ТЮЗа. Он признан лучшим за последние 2 года

11 мая на сцене саратовского Театра драмы имени Слонова встречаем абсолютного триумфатора 11 театрального фестиваля «Золотой Арлекин». Зрителям покажут музыкальный спектакль Балаковского ТЮЗа «Вий» по повести Николая Гоголя, признанный лучшим спектаклем последних двух сезонов в Саратовской области. Режиссер-постановщик - самарец Александр Мальцев. Вмешательства сверхъестественных сил при работе над спектаклем он не заметил. «У меня был страх – как это всё организовать со спецэффектами, с музыкальным звучанием и найти такой ход, который оправдывает наши нововведения», рассказал он изданию GazetaBalakovo.ru. Идея создать спектакль «Вий» не просто как мюзикл, а в рок-обработке, причём жёсткой, родилась у Мальцева 15 лет назад. Осуществил он эту идею именно на сцене Балаковского театра юного зрителя. Являясь автором музыки и текста, самарский режиссёр угадал тональность Гоголя и протянул её до конца, правда, уже со своим видением, взглядом, прочтением. Современными театральными и музыкальными средствами он приблизил классика к молодому поколению. Спектакль рок-фантазия строится на трёх музыкальных «китах»: рок, с присущими ему электрогитарами и ударными инструментами, национальные украинские песни и духовно-церковные песнопения. Этот синтез создаёт спектаклю особую мощь и объём. Весь смысл постановки раскрывается в первом его прологе, когда главный герой – Хома Брут (артист Максим Ткач) говорит: «Бывает, что в наш мир открывается какая-то чёрная дыра, в которую лезет всякая мразь и нечисть. И эту дыру надо кем-то заткнуть. Если взять большого человека, то весь мир рухнет, поэтому нужен кто-то дрянненький такой, которым можно заткнуть». Вот и становится философ Хома  преградой в этой дыре для всякой нечисти. Ещё очень важная философская история постановки – это судьба человека. Здесь Вий  – не жуткий монстр из преисподней, а как некое наказание за грехи, сама судьба, в глазах которой вся безысходность жизни, как некая проверка на прочность. Не справился с ним Хома Брут, победила его нечистая сила. А может быть, это он с собой не справился? Постановщику предстояло решить проблему, которая зачастую встаёт перед  драматическими театрами, решившимися на музыкальную постановку: научить драматических артистов совмещать пение с действием, психологический рисунок с рисунком танца. И молодые артисты (их в театре большинство) и артисты, умудрённые опытом, с честью справились с этой задачей. Для того, чтобы исполнение артистов по звучанию было аутентично, в театр был приглашён специалист по фольклору, преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных Егор Демидов. Он собрал актёров, поющих в разных манерных интонациях, и выстроил их не только в двухголосное, но и в трёх- и четырёхголосное пение. «У труппы никогда не было опыта хорового пения, – говорит Егор Демидов, – я первый,  кто выстраивал это в хоровое звучание. Чтобы зазвучать хору, надо минимум полтора-два года, а тут нам удалось это за два месяца. На мой взгляд, ребята совершили подвиг».  Фото: culture.ru  gazetabalakovo.ru, operetta-saratov.ru