Зеленую комиссию в Саратове укрепят дендрологами, но компенсационные высадки, похоже, так и останутся фикцией. Объясняем, почему

Михаил Исаев подписал поправки в постановление администрации, регламентирующее работу зеленой комиссии. Причем ряд из них связаны с недавней критикой работы этого структурного подразделения мэрии. Общественница и участник зеленой комиссии при администрации Саратова Ольга Бурутина считает, что озеленением должна заниматься специальная структура, сейчас же мнение экспертов не учитывается, а компенсационное озеленение носит формальный характер.  Первая поправка дополняет пункт пункт 6 приложения № 1  - оно касается предоставления разрешения на снос и обрезку деревьев. До принятия поправок компенсационное озеленение назначалось комиссией в натуральной форме - то есть путем посадки зеленых насаждений взамен уничтоженных. При этом в докуменгте уточнялось, что количество высаживаемых деревьев, кустарников, газонов и цветников не может быть меньше, чем было повреждено или уничтожено. И подчеркивалось, что сажать необходимо здоровые саженцы, отвечающие требованиям ГОСТ. Их видовой состав, возраст деревьев и кустарников назначается комиссией по контролю за сохранением и созданием зеленых насаждений (зеленая комиссия). В случае, когда из-за стройки компенсационное озеленение в полном объеме выполнить невозможно, назначается восстановительная стоимость. 
Этот пункт дополнен указанием направлять заявителю реквизиты на оплату восстановительной стоимости при сносе деревьев. Выплата при этом должна производиться в течение 10 дней. Любопытно, как до сих пор происходила выплата компенсации, если не был указан предельный срок этих выплат и банковские реквизиты. В теории, заявитель, видимо, мог оплатить снесенные деревья и лет через 50. 
Поправки уточняют, что размер выплаты и компенсационного озеленения указывается в разрешении на снос, обрезку и пересадку зелени. Кстати, этими же поправками срок действия порубочного билета уменьшен с 2-х лет до одного года.  Изменения в приложение № 3, видимо, призваны учесть - хотя и формально - критику по поводу того, что в составе зеленой комиссии очень много чиновников и мало специалистов-дендрологов. Судя по постановлению, из 26 участников комиссии 15 -  чиновники мэрии, МУПов и районных администраций. Еще 11 - общественники, экологи и один депутат гордумы Виктор Марков. Причем все они идут с грифом «по согласованию». Кем, как и когда, а главное зачем, согласовываются общественники в документе не указано, что явно дает простор для воображения и действий. 
Поправки в это приложение исключают из состава комиссии главного специалиста отдела по благоустройству и транспорту комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Екатерину Плотникову. И добавляют двух узких специалистов - Елену Арестову, ведущего научного сотрудника «Федерального аграрного научного центра Юго-Востока», и Александра Харитонова, ведущего биолога отдела дендрологии учебно-научного центра «Ботанический сад». Кстати, оба тоже идут с пометкой «по согласованию».
Впрочем, численный перевес все равно остается за мэрией, особенно учитывая наличие в составе комиссии предпринимателей, получающих муниципальные контракты на озеленение.  В приложении № 4 устанавливается порядок расчета восстановительной стоимости при вынужденном и незаконном сносе или повреждении зеленых насаждений. Здесь дополняется пункт 7. До сих пор в нем лишь давалось описание и оценка качественного состояния деревьев, кустарников, газонов и цветников. И устанавливался коэффициент качественного состояния от 0.25 (неудовлетворительное) до 1 (хорошее). Теперь же здесь расписана формула, позволяющая вычислить этот коэффициент. в дальнейшем он используется при расчете восстановительной стоимости.
Любопытно, что участник зеленой комиссии, член общественного движения «Наши люди», Ольга Бурутина, по ее словам, только от корреспондента "БВ" узнала о вносимых изменениях. Он отметила, что никакие поправки с общественниками не обсуждаются. А якобы общественные обсуждения, по ее мнению, носят формальный характер: мэрия неочевидно размещает документы, при этом людей, имеющих опыт и знания для обоснования возражений, должно быть много, чтобы чиновники учли замечания. 
Г-жа Бурутина отмечает, что по законодательству при управлении должен быть создан общественный совет, состоящий из экологов и дендрологов. Структура могла бы давать экспертные заключения, в том числе для готовящихся нормативно-правовых актов.  - Меня очень возмущает, что само управление под руководством Екатерины Захарченко в этом плане с экспертами не работает. Даже эксперты и дендрологи в составе зеленой комиссии понятия не имеют о том, какие поправки готовятся. Хотя они очень важные, так как регулируют деятельность самой комиссии и ее деятельности, - констатировала она.  Говоря о компенсационном озеленении и восстановительной стоимости г-жа Бурутина отметила, что его расчеты до сих производились в управлении, а на суд комиссии выносились уже готовые цифры. Из чего они складывались и как получались, по ее словам, оставалось за кадром.  - Сложно оценить их достаточность, не видя расчетов, - заметила общественница.  В целом, общественница называет компенсационное озеленение в Саратове формальностью.
- Деньги, полученные в рамках восстановительной стоимости, не идут напрямую на закупку саженцев и восстановление зеленых насаждений. В теории в нее закладывается стоимость посадочного материала и различные коэффициенты, которые учитывают годы и уходовые работы для выращивания саженца до размера снесенного дерева. На практике деньги просто перечисляются на счет мэрии, а не на спецсчет, не имея в итоге никакой привязки к расчету восстановления деревьев. То есть, реальной компенсации горожанам за снесенные деревья не получается. Никто за эту плату напрямую ничего нигде не восстанавливает, это вещи между собой не связанные, - резюмировала Ольга Бурутина. 
По ее мнению, восстановительная стоимость должна рассчитывать отдельно за незаконно снесенные деревья. И привела в пример Детский парк, где подрядчик снес несколько взрослых деревьев. Если бы виновник компенсировал их стоимость, это имело бы смысл.  - А сейчас восстановительная стоимость воспринимается как дополнительный доход бюджета при создании новых объектов, например, парковок. Она никак не помогает озеленению, новые деревья возле парковки не появляются, просто бюджет получает дополнительный деньги, - подчеркнула общественница. Она не считает компенсацией и огромное количество посадочного материала, высаженного весной и запланированного на осень. - Саженцы высаживаются с нарушениями - с наклонами ствола, с заглублениями, часто сажают просто в труху от снесенного на этом месте дерева, без изменения грунта. Самое ужасное, что деревья не поливаются, и поэтому они никогда не вырастут в те деревья, которые были снесены. Поэтому реальной компенсации нет никакой, - уверена Ольга Бурутина.  При этом она считает, что «состав да и сама зеленая комиссия на эту ситуацию никак повлиять не могут.
- Проблему решить нельзя, если не будет реализован комплекс мер с ответственными за снос, обрезку и пересадку деревьев. А самое главное - не появится структура, которая профессионально занимается вопросами озеленения. Не дело, когда уход за зелеными насаждениями мы сбрасываем на районы - там нет специалистов, опыта и ресурсов, иногда даже инструментов и поливальных машин, - резюмировала общественница.