Бокарев vs Гамзалов: энгельсский «Трансмаш» задружился с РЖД. Но у конкурирующего ЗМК дела все равно лучше

Энгельсское АО «Трансмаш», входящее в АО «Трансмашхолдинг» Андрея Бокарева завершило поставку 300 хоппер-дозаторов ОАО «РЖД». Составив тем самым серьезную конкуренцию энгельсскому же заводу металлоконструкций, который запустил производство хопперов несколько лет назад. Но пока «Трансмашу» далеко до гамзаловского ЗМК. Предприятие, входящее в состав АО «Трансмашхолдинг», заключило с РЖД договор на изготовление и поставку грузовых вагонов бункерного типа еще 16 марта прошлого года. Этот вагон - хоппер-дозатор ВПМ-770 предназначен для перевозки по железным дорогам колеи 1520 мм щебня и всех видов балласта, не требующего защиты от атмосферных осадков с калибром зёрен от 5 до 70 мм. Как поясняют на предприятии, использование вагона позволяет осуществлять механизированную замену балласта — выгрузку с дозированием, укладку, разравнивание - во время обновления и капитального ремонта железнодорожного полотна. Реализация контракта поможет осуществить выполнение долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года, которая предполагает увеличение провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, а также подходов к портам Азово-Черноморского бассейна
В 2017 году предприятие сообщало, что производство хоппер-дозаторов выросло на 1013% - с 8 аж до 89 штук. В интернете бывший в употреблении вагон модели ВПМ-770, 2001 года выпуска объемом 41 м³ продается за 1,4 млн рублей.
Впервые попытка создать хоппер-дозатор была предпринята в 90-хх годах XX века на Великолукском локомотиворемонтном заводе. В конце 90-хх уже ООО «Вагонпутьмашпроект» разработал новую модель хоппер-дозатора с прерывистой выгрузкой, отличающуюся от известных мировых и отечественных аналогов и впоследствии получившую наименование ВПМ 770. Серийное производство этих хоппер-дозаторов было начато в 2001 г. на трех российских заводах России. Хоппер-дозатор ВПМ 770 выпускается в нескольких исполнениях: универсальный (с прерывистой выгрузкой, исполнение «М» (с ускоренной выгрузкой), исполнение «Е» (на экспорт), исполнение «Т» (с непрерывной схемой выгрузки).
Любопытно, что конкурент «Трансмаша», энгельсский же завод металлоконструкций, освоил выпуск хоппер-дозаторов еще в 2015 году. Он предназначается для перевозки зерна. Правда, тогда объем выпуска всего подвижного состава на предприятии составил всего 5 млн рублей, а убыток по предприятию — 174 млн рублей.
Сейчас в портфеле завода — производство двух видов вагонов-хопперов - для перевозки зерна и других сыпучих пищевых грузов, а также для перевозки минеральных удобрений. Используемая модель несколько отличается от вагонов «Трансмаша» и уже пользуется спросом на рынке: в 2017 году 253 вагона-минераловозов энгельсского ЗМК закупил холдиг «Уралхим». Предприятие участвует и в госзакупках, заключив два контракта с АО «НПК «Уралвагонзавод» (115,8 млн рублей), один с ООО «Газпромтранс» (78,3 млн рублей) и 12 — с исправительной колонией № 10 (23,5 млн рублей) в Саратове. Завод же в январе прошлого года поставлял металлоконструкции на скандальный Дворец водных видов спорта. А вот контрактами с РЖД он, видимо, все-таки похвастаться не может. Хотя, это никак не сказывается на производительности: еще в 2016 году завод намеревался поставить сразу 1000 хопперов крупному перевозчику зерна из Калиниградской области. Впрочем, этим сообщения в новостных лентах о поставках такого типа вагонов ЗМК пока и ограничиваются. Хотя и у «Трансмаша» партнерство с монополистом тоже было не всегда удачным: в 2009 году предприятие, только вошедшее в «Трансмашхолдинг», едва не ушло в крутое пике, сокращая персонал и задерживая зарплаты. Причин для этого было две: РЖД своевременно не утвердило свою инвестиционную программу, предусматривающая закупку нового подвижного состава на энгельсском заводе. Кроме того, банки перестали кредитовать лизинг вагонов, что составляло приличную часть доходов «Трансмаша». Однако владельцы предприятия, видимо, смогли переломить ситуацию в лучшую сторону.
Как бы то ни было, но пока сотрудничество с РЖД не принесло предприятию большого профита: в 2019 году его выручка составила 6,28 млрд рублей против 6,69 млрд рублей в 2018 году. Для сравнения: у ЗМК в 2018 году выручка была 14,7 млрд рублей, в 2019 году — аж 21,22 млрд рублей.
Впрочем, у «Трансмашхолдинга» на Саратовскую область есть и другие виды: напомним, осенью холдинг анонсировал инвестпроект на 241 млрд рублей по развитию городского транспорта. Кроме Саратова в нем должны принять участие Волгоград, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург. А сам «Трансмаш»  во втором квартале прошлого года планировал начать работы по разработке и постановке на производство универсальной платформы, а также 60-футового вагона-платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров, контейнеров-цистерн и swap-body
Справка «БВ». АО «Трансмаш» было основано в 1993 году как Энгельсский завод транспортного машиностроения. Мощности завода рассчитаны на выпуск 2,5 тыс. грузовых вагонов в год. С 2009 года АО «Трансмаш» входит в состав АО «Трансмашхолдинг» Андрея Бокарева и миллиардера Искандера Махмудова. Состояние Бокарева в прошлом году оценивалось в 1,7 млрд долларов, он занял 56 место в российском списке Forbes. АО «Завод металлоконструкций» входит в холдинг бизнесмена Станислава Гамзалова. 96,5% акций завода находится у зарегистрированной в Австрии компании «Капитал менеджмент ГмбХ», у председателя Совета директоров Станислава Гамзалова - 2,2%, у члена СД Виктора Вороновича – 2,9%. В списке аффилированных лиц АО «ЗМК» находится «Бехан завод металлоконструкций» (Венгрия).