Частным домам в центре не место — по мнению чиновников, будущее Саратова за человейниками. Набережная, Затон - кто следующий?

Жители частных домов в центре Саратова должны быть готовы к тому, что в любой момент их район могут освоить комплексно и попросить их на выход. Несогласным с выкупной ценой своего жилища остается только одна дорога — в суд. Такие перспективы развития города обозначили на прошедшем 21 сентября брифинге в пресс-центре областного правительства зампред Павел Мигачев и глава минстроя Сергей Соколов.

Мероприятие носило название «Перестройка: от человейников к комфорту», однако, как можно было понять со слов спикеров, комфорт сводится именно к человейникам. Потому что частные дома явно не в тренде.

Тональность встречи обозначил министр Соколов, который напомнил, что в Саратовской области «кардинально поменялась политика в сфере градостроительства, введен новый механизм по комплексному развитию территорий», но правительство де видит «некоторое недопонимание этого вопроса».
В основе новой политики — социальные объекты, школы, детсады и поликлиники. Основное достижение минстроя, как его видит руководство, это принуждение застройщиков эти объекты строить на собственные средства, безо всяких механизмов ГЧП и государственного участия, поскольку, как выразился Павел Мигачев, «время градостроительных ухищрений и договорняков закончилось». Застройщики, по его словам, в большинстве своем приняли новые правила игры, потому что альтернатива одна — отмена разрешения на строительство в судебном порядке.
Упомянув многочисленные суды из-за разрешений на строительство, министр коснулся и процесса с «Юнис Групп» в качестве третьего лица. Стройку на Чернышевского, 75, которую ведет компания, Соколов назван не соответствующую нормативам - соцобъектов рядом нет. Правда, как выяснил «БВ», проверив по реестру, разрешение, которое минстрой пытается отменить, выдавалось не на застройку, а на ввод уже готового дома, и не возле горпарка, а в Солнечном-2. Как пояснили корреспонденту БВ уже после брифинга, разночтения связаны лишь с тем, что минстрой сравнительно недавно принял дела по выдаче разрешений и все прояснится, когда начнутся слушания по делу. В таком случае назревают неудобные вопросы юристам минстроя: почему они не заметили то, что с легкостью нашли не имеющие юридического образования журналисты?
Дом в Солнечном-2, который ввели в строй в 2019 году по тому документу, что сейчас фигурирует в судебном иске, давно заселен. Не вышло бы так, что скорая на решения саратовская Фемида приговорит его к сносу.
Судьба частного сектора в Саратове также предрешена — снос. Максимум, что могут делать собственники со своими домами, это их реконструировать, строить новые уже никто не позволит. Правда, понять, на что рассчитывать жителям домов у новой набережной, пока сложно. С одной стороны, заключение по итогам общественных обсуждений однозначно предрекает частной застройке по 5-6-му Волжским проездам снос. С другой, на брифинге министр Сергей Соколов заявил дословно следующее: «Существующую застройку, памятники культуры и действующие промышленные предприятия мы трогать не будем». Что же касается участков у набережной, то это пока концепция, видение архитектора и министр просит называть ее именно так. Правда, тут же было сказано, что прилегающая к новой набережной территория, вся, от улицы Чернышевского вниз, сильно с этой набережной диссонирует и вообще, не отвечает современным требованиям. Так что снос, похоже, только вопрос времени, если, конечно, концепция не изменится.
В остальном же саратовцам пообещали то, что обычно в таких случаях обещают: процедуру оценки помещений и участков, разумеется совершенно прозрачную и в рамках закона. Павел Мигачев заметил, что жители де «волнуются, что при изъятии они что-то там теряют», но на то «существуют механизмы компенсации по решению суда, никто с потолка цифры брать не будет». Если же цифры домовладельцев не устраивают, они могут пойти в суд. Глава минстроя в дальнейшем напомнил, что по Генплану территория частного сектора у набережной стала зоной многоквартирной застройки еще в 2016 году.
Следующими кандидатами на выселение с берегов Волги, похоже, оказываются жители Затона. Отвечая на вопрос корреспондента «БВ», министр Соколов пояснил, что сейчас вопрос по этим территориям прорабатывается, пока речь идет только о концепции. Но в нынешнем виде эта территория, по его словам, оставаться не может, там и с транспортом проблемы, и опять же школ и детсадов не хватает. Зампред Павел Мигачев заметил, что Затон - оползневая зона и многие дома построены без разрешительной документации. Правда, стоит вспомнить, что строительство частных домов по закону идет уведомительным порядком, это не многоэтажки. Но во что выльется такой подход властей к Затону, если дело дойдет до выкупа земли и построек?
По частному сектору в Энгельсе, в районе озера Банное, планов у минстроя пока нет. Участки, как пояснил министр, предоставлены застройщику с торгов, и теперь ведомство просто ждет, когда он придет за разрешением на строительство. Вот тут и будут выяснять, хватает ли мест в соседних детсадах и школах или застройщик должен их тоже обеспечить.
Там, где жители действительно беспокоятся о переполненности школ и садиков, им обещано построить новые. Именно с этим, как уверяет минстрой, связано изменение вида использования земельных участков в Солнечном-2. По словам Сергея Соколова, участку, из-за которого граждане успели пожаловаться спикеру Госдумы Вячеславу Володину, меняют вид использования с территорий общего пользования на зону многоэтажной застройки лишь ради того, чтобы построить там еще один детский сад. Земля, пояснил он, будет передана государственной структуре, ООО «Госжилстрой», а она в свою очередь вручит ее компании, согласной детсад построить. Это один из тех застройщиков, который принял условия минстроя и согласился заниматься этим на свои средства. Детский сад пристроят к уже существующему рядом, высотных домов рядом не появится. «Люди увидели документы с зоной Ж-1 и испугались», - пояснил министр и пообещал, что ничего, кроме детсада, строить там не будут. Но обращение в прокуратуру с просьбой о проверке спикер Госдумы уже подал. И все-таки, почему детсад отнесли к зоне жилой застройке, а не к ОД-1 — общественно-деловой?