«Черная дыра» засосет очередные федеральные транши: из-за саратовской фирмы свалка оказалась с двойным дном

К сгинувшим в нижегородской «Черной дыре» 7 млрд рублей могут добавить еще 238 млн. Власти региона уговорили федеральный центр еще раз профинансировать ликвидацию самой известной свалки Поволжья. Как выяснилось, еще минувшей осенью нижегородский губернатор Глеб Никитин просил у Минприроды РФ денег на завершение рекультивации свалки, но чиновники, ссылаясь на Минфин, ему оказали. Минфин, оберегая федеральные рубли, посоветовал нижегородским властям поискать средства на затыкание «Черной дыры» в своих собственных карманах. Но сейчас, уверяет «Коммерсантъ», руководство области отрапортовало, что федеральный центр все-таки удалось уговорить. Точной суммы правда не называют. Она будет озвучена после того, как договорятся, сколько все-таки вкладывает сама Нижегородская область, и найдут подрядчика, который скорректирует старый проект рекультивации и добьется для него положительного заключения госэкспертизы. Минприроды РФ подтвердило, договориться действительно удалось, но теперь от региона ждут дополнительных документов и новый проект рекультивации. Их должны предоставить в первом квартале этого года. Воевать с крупными нижегородскими свалками в 2016 году взялась корпорация «Газэнергострой». Некогда она выступала субподрядчиком у первого рекультиватора, саратовской компании ООО «Экорос»
Рекультивацию «Черной дыры» в Нижегородской области начинали еще в 2011 году. Тогда на нее, бытовой полигон «Игумново» и шламонакопитель «Белое море» из федерального бюджета было выделено более 7,1 млрд рублей. Но «Экорос» с задачей не справился, контракт с ним расторгли. Вместо рекультивации вышел скандал с недовыполненными работами и уголовным делом, фигуранты которого, впрочем, отделались легким испугом: нижегородская чиновница - амнистией, директор «Экороса» Михаил Морозов - условным сроком за мошенничество. 
«Игумново» и «Белое море» «Газэнергострой» в конце концов победил в прошлом году. Осталась «Черная дыра», которая на деле куда глубже, чем кажется. Виновником того, что со свалкой до сих пор не удалось справиться, теперь называют именно «Экорос», который первый заглянул в «Черную дыру» и готовил документацию о ее состоянии и объемах содержащихся там отходов, в основной массе жидких или пастообразных, так как свалка много лет была полигоном предприятия «Дзержинское оргстекло».
Как утверждает президент «Газэнергостроя» Сергей Чернин, первоначальные данные по составу и накоплению отходов, представленные «Экоросом», оказались вымышленными. Это и помешало составить качественный проект и рекультивировать свалку. «Экорос» проглядел в «Черной дыре» второе дно, объем подлежащих выжиганию жидких и пастообразных отходов на самом деле куда выше, чем предполагалось изначально. Предложенные саратовцами технологии, как заключила Счетная палата РФ, были сомнительны в плане эффективности, зато цена на материалы была завышена на целых 700 млн рублей.
Сейчас «Газэнергострой», на который легла обязанность заново проводить изыскания и выяснять, где же в Черной дыре дно, завершает корректировку документации за свой счет, поскольку денег у Нижегородской области на это еще нет. Корпорация надеется, что с помощью Минприроды РФ ей компенсируют понесенные расходы и ее средства не сгинут в «Черной дыре» вслед за государственными. Полный пакет документов должен быть готов к февралю-марту нынешнего года. Но сколько еще миллионов предстоит засунуть в «Черную дыру», чтобы наконец ее закрыть, не знает даже сам президент «Газэнергостроя». Хотя и рассчитывает завершить все работы по свалке до конца года.
«Экорос» за эти годы успел испортить воздух в Саратове, отношения с мэрией и угодить в банкротство. С февраля 2020 года компания числится ликвидированной. Руководитель компании Михаил Морозов, согласно ЕГРЮЛ, никакого действующего бизнеса сейчас не имеет. В 2015 году он обжаловал приговор суда, назначившего ему 3 года лишения свободы за мошенничество, в апелляции реальный срок заключения заменили условным.