Дети мукомола Шмидта. Как саратовский силач Максюта стал чекистом и стоит ли «Сарфильму» мечтать о «Кинотавре»

Саратовские бизнесмены с театральных подмостков переключили внимание на игровое кино. После нескольких лет существования традиции благотворительных спектаклей с предпринимателям в качестве актеров, практически с тем же составом был снят фильм, Завтра, 30 апреля, его представят на суд публики. История под названием «Саратовские переборы» повествует о династии купцов-мукомолов Шмидтов, немецких переселенцев, оставивших после себя богатое архитектурное наследие, в основном уцелевшее, для которого управление по охране памятников периодически чертит зоны с особым видом использования территории. Знаменит Дом Шмидта на улице Радищева, который область у его нынешнего собственника чуть было не купила под школу искусств, но пока арендует. Есть и еще один особняк того же семейства, на Волжской, где сейчас расположен центр для одаренных детей. Там и проходили съемки. Кинопроект о немецких мукомолах — плод творчества Фонда развития кино «Сарфильм». Съемки начались в августе 2018 года, пока фильм шел под рабочим названием «Люди дождя», но к завершению работы название поменял, что в общем-то логично, поскольку киношедевр Барри Левинсона и проблема людей с аутизмом здесь абсолютно не при чем. Фильм заявлен как исторический и рассказывает об основоположниках саратовского бизнеса, несправедливо страдающих от советской власти, сначала в лице чекиста на коне, которого играет самый сильный человек Саратова, спортсмен и бизнесмен Вячеслав Максюта, потом от товарища Сталина, выселяющего немцев Поволжья. Вождь народов не похож даже усами, но для любительского кино это еще простительно. Ранее фонд «Сарфильм» отметился короткометражной лентой «Вундеркины», в которой фигурирует музей художника Петрова-Водкина. Ленту в 2017 году показали на «Киношоке» в Анапе. Учредитель фонда - Денис Яковлев, саратовец и выпускник ВГИКа. Однако проходящий в Саратове известный кинофестиваль «Саратовские страдания» его работ не видел, оценить таланты молодого режиссера директор фестиваля Татьяна Зорина затруднилась.
– Есть масса примеров удачных фильмов, в которых заняты люди из народа. Например, картина Андрона Михалкова-Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина» о российской глубинке. В главной роли – реальный сельский почтальон, картина удостоена «Серебряного льва» на Венецианском фестивале. Я допускаю, что и саратовский опыт может быть удачным, -  говорит она. 
В 2016 году Денис Яковлев создал при саратовском Доме кино мастерскую детского творчества «Triboon», куда приглашали детей с 12 лет изучать основы профессий режиссера, костюмера, гримера и оператора - за 1,5 тысячи рублей в месяц. Уже тогда Яковлев мечтал организовать в Саратове постоянный выпуск молодежного кино. «Саратовские переборы» он готов показать даже на «Кинотавре». Заявлявшийся в 2018 году бюджет картины — 1,2 млн рублей. Собирали средства через краудфандинг, правда, министерство культуры Саратовской области тоже отметилось, оказав поддержку, равно как мининформ и городская дума, а также бизнес, в частности ООО «Премиум текстиль», выпускающий трикотаж.  Сюжет фильма строится на биографии семьи Шмидтов. В реальности известно о них следующее: семейство немецких колонистов проживало когда-то в селе Усть-Золиха под Камышином, в XIX веке братья Андрей и Петр Шмидты перебрались в Саратов, в 1879 году там заработала первая их паровая мельница, в 1888 году появилось целое «Торгово-промышленное товарищество братьев Шмидт». Семья вела бизнес, занималась благотворительностью. Чтобы не распылять предприятие, братья решили поженить своих детей, брак двоюродных брата и сестры Петра и Амалии оказался удачным. Родилось 13 детей, четверо братьев - Федор, Иван, Владимир и Отто продолжили дело родителей. Именно они и стали персонажами фильма.
После революции (ее, как мы помним, олицетворяет Вячеслав Максюта на боевом коне), один из братьев остается в Саратове, второй уезжает в Германию и много лет спустя в Саратов приезжает уже его сын, чтобы отыскать своего дядю.
Оставшийся в Саратове Иван Петрович Шмидт попал после национализации своего дома в тюрьму, был выпущен и прожил остаток дней, работая могильщиком на Немецком кладбище. Поскольку оно до настоящих дней не сохранилось, эти печальные сцены снимались на Воскресенском. Отто Шмидт погиб в Гражданскую войну, в которой поддержал белую армию. В фильме в роли купцов из мукомольной династии выступили нынешние бизнесмены. Отто Шмидта сыграл Ярослав Дедов, Ивана Шмидта — Михаил Авилов, управляющего их делами — ресторатор Андрей Табояков. После проекта «ЗнаменитостиДетям.Рф» переход со сцены на экран в общем-то логичное продолжение, хотя сложно сказать, какой будет судьба этой картины с амбициями на эпическое полотно и кинофестивальный настрой. Дореволюционный период жизни семьи показан в очевидно современных реалиях. Яхта явно строилась не в начале XX века, в особняке хорошо видны пластиковые окна. Девушки, играющие дочерей удачливых мукомолов, старательно как под диктовку пресс-службы министерства культуры, читают о своем семействе в газете. Документальный фильм в таких декорациях смотрелся бы, возможно лучше. Впрочем, «БВ» оставляет зрителям возможность самим составить мнение о картине, позволив себе впрочем заметить, что историка-консультанта создателям не достает, что видно даже по трейлеру. И дело тут не в том, что Сталин не похож сам на себя, а пленные немцы, строящие Саратов, напоминают гастарбайтеров из южных республик. И причем тут собственно Шмидты, сказать сложно. Известно, что Федор Шмидт после революции уехал в Германию, где неудачно вложил оставшиеся деньги и разорился, но чем занимались его родственники в 40-х годах, история умалчивает.
Справка "БВ". Фонд «Сарфильм» существует с 2017 года. Единственный его вид деятельности, согласно ЕГРЮЛ, это вовсе не киносъемки, а денежное посредничество. Учредителями значатся Денис Яковлев и Станислав Плято. У Дениса Яковлева когда-то были ООО «Фильмсервис» и ООО «О.Т.Р.Я.Д», зарегистрированные в Москве, одна компания занималась книгоиздательством, другая торговлей, сейчас обе ликвидированы. Станислав Плято в бизнесе никогда не участвовал. Хотя де-юре «Сарфильм» это НКО, с момента создания он не разместил на портале Минюста РФ ни одного своего отчета об израсходованных средствах, ограничиваясь сообщениями о продолжении деятельности.
https://www.youtube.com/watch?v=-TvNJXI5lIA