Дух Державина и тень Пильняка: как дворянская усадьба под Саратовом превратилась в Lab Hutor. Бизнес на объектах истории

Как сберечь объект культурного наследия и сделать его привлекательным для бизнеса — вопрос, актуальный для Саратова. Его обсудили в ходе очередного «Делового завтрака» «Опоры России». Спикером новой встречи стала идеолог проекта Lab Hutor, Елена Березовская. Проект Lab Hutor она представила как иллюстрацию такой бизнес-стратегии. Пока превращать исторические здания и интересные природные объекты в точки притяжения туристов в России только начинают, отметила она в начале беседы. Рынок этот только развивается, оценить отдачу от уже существующих проектов можно будет только сравнив их через несколько лет. Маркетингом в области культурного наследия, пояснила Елена Березовская, руководят, в первую очередь, эмоции. Развивая идею для бизнеса, следует задать себе три вопроса: хочу ли я увидеть это место еще раз, хочу ли я поделиться впечатлениями и хочу ли я как-то это улучшить. Туристам нужно предложить не просто увидеть что-то новое, но получить уникальное впечатление. Культурные предпочтения туристов, рассказала эксперт, можно представить в виде пирамиды. Самая малочисленная группа, ее вершина - это путешественники, которые всегда ищут новое, хорошо образованы и не жалеют денег на впечатление. Вторая группа туристов путешествует с детьми и ищет маршруты, интересные всем возрастам. Третья группа едет отдыхать и исторические места города видит только как фон для фото, наконец, четвертая группа туристов не интересуется историей вообще, ее интересы лежат за пределами сферы культурного туризма. При этом следует учесть, что культурный туризм, во-первых, цикличен, во-вторых, интересы разных целевых групп путешественников могут меняться в зависимости от политических и социальных факторов. Следует также избегать «диснейфикации», то есть излишнего упора на индустрию развлечений и чрезмерной лакировке исторических локаций до превращения их в современный парк, где все выглядит слишком новым. В такой обстановке не остается места традиционной культуре и творчеству. Ведь основной продукт культурного туризма - история, которую объект рассказывает. Поэтому привлечь туриста можно только к подлинному объекту, новодел ему не интересен.
- Любое путешествие должно заканчиваться тем, что человек должен с собой что-то увезти, - отметила спикер.
Пресловутый магнит на холодильник, отметила она, это худший вариант из возможных. Но гость должен взять с собой что-то на память и вспоминать поездку добрым словом. Коммерциализация памятников природы, истории, культуры — это экономика впечатлений. Как пример: все везут с моря ракушки, даже если отдыхают там каждый год. Тут годится все — визуальные впечатления, звуковые, вкусовые. В идеале мы задействуем все органы чувств нашей аудитории. И так, на чем же строится по версии Елены Березовской, коммерциализация объекта, подобного восстановленной усадьбе Василия Орлова-Денисова, на основе которой вырос Lab Hutor. Прежде всего, продается не отдых сам по себе — турбаз на Волге и так много. - Lab Hutor работает пока всего 3 месяца, это маленький срок для того, чтобы о чем-то заявлять, - заметила спикер. - Пока мы еще находимся в поиске. Но у нас есть наработки, которые позволяют найти первичный вектор развития. До того, как в усадьбу в урочище Семеновский над Волгой пришли организаторы проекта, она стояла заброшенной несколько лет, до этого она была базой отдыха. Объект оказался интересен и своей историей, и окружающим ландшафтом.
История усадьбы, рассказала Елена Березовская, начинается еще в XVIII веке. Красоты здешних мест поразили русского поэта и государственного деятеля эпохи Просвещения Гавриила Державина, в этих краях он бывал в молодости, когда будучи офицером участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева. Впечатлениями о местной природе он поделился с Алексеем Васильевым, советником императрицы. Пользуясь близостью к правительнице, он выпросил землю в этих краях себе в подарок. Дочь Васильева вышла замуж за графа Василия Орлова-Денисова, чья усадьба и превращена сейчас в Lab Hutor. Хотя саратовцы пока знают о ней мало, более известен усадебный парк того же Орлова-Денисова, который сейчас является частью Шихан.
Богатая биография здешней усадьбы дает историческое направление развития данной локации. Есть и экологическое — окрестные леса полны редких растений. Эко-тропа от Lab Hutor ведет к древним соснам, возраст которых, по оценкам специалистов, может насчитывать 200 лет. В лесу много зверей, можно встретить, например, косулю. Пока Lab Hutor, пояснила Березовская, находится еще в стадии становления, поиска путей развития. Лично она видит его как культурный кластер, куда можно приглашать деятелей искусства и науки. В числе идей, которые можно реализовать на базе усадьбы, она назвала фестивали кино под открытым небом, концерты, конкурсы художников. В будущем в Lab Hutor планируется создать музей сельской жизни и исторический дом писателя Бориса Пильняка, флигель, где он жил, когда отдыхал на хуторе, сохранился. В письмах к своему другу, писателю Константину Федину, Пильняк описывал здешние края как красивые и совершенно безлюдные. Сейчас Lab Hutor охотно посещают специалисты СГУ, которые приезжают сюда изучать редкие растения. Приезжают на отдых спортсмены. Была даже эколог из Швеции, которая пропагандирует отказ от пластика. Основной поток гостей приезжает из Москвы, Пензы, Самары и Казани. Саратовцы пока в меньшинстве.