Герой былых скандалов экс-главный охотник Саратовской области Борис Богапов может ответить по делам консервного завода

konservyКонкурсный управляющий ФГУП «Консервный завод» ФСИН просит привлечь лиц, контролирующих должника, к субсидиарной ответственности. Это далеко не первая попытка добиться субсидиарной ответственности в многомиллионном деле о банкротстве «тюремного» ФГУП. Напомним, процедура началась с заявления оренбургской компании ООО «Альянс», с которой предприятие не рассчиталось за поставки продукции на сумму свыше 6 млн рублей. Наблюдение на консервном заводе было введено в августе 2017 года, на тот момент сумма признанных судом долгов предприятия составляла свыше 197 млн рублей. Наиболее крупными кредиторами были налоговики (свыше 37 млн рублей) и Россельхозбанк (более 15 млн руб).
Конкурсное производство открылось в апреле 2018-го, в этом месяце оно было продлено еще на полгода. Конкурсный управляющий Алла Алябьева должна дать суду отчет 1 апреля 2020 года.
Попытки продать имущество должника успеха почти не имели, реализовано только 2 единицы автотранспорта и трактор, в то время как основные активы - предприятия в Аткарске (мясные консервы и колбаса, имущество представлено 1249 позициями) и Базарном Карабулаке (молочные продукты, 731 позиция) - не вызывают интереса потенциальных покупателей. Так, в сентябре были признаны несостоявшимися очередные торги, в ходе которых цена первого лота упала на 30% от первоначальной суммы 37,6 млн рублей. Производство в Базарном Карабулаке подешевело к концу процедуры на 30% от первоначальных 28,8 млн рублей, однако предложений не поступило. Конкурсный управляющий, как уже писал «БВ», пытался в 2018 году привлечь к субсидиарной ответственности по долгам консервного завода ФСИН России. Аналогичное заявление подал один из кредиторов ИП Руслан Деомидов  (свыше 6 млн руб). Эти заявления пошли по инстанциям вместе и были объединены в одно рассмотрение. Доводы авторов жалоб были идентичны: финансовое положение предприятия подкосила оптимизация, так как в 2016 году к нему присоединили ФГУП «Оренбургское» ФСИН РФ и ФГУП «Ильинское», а это делалось по прямому распоряжению самого пенитенциарного ведомства.
Кроме того, в предбанкротном состоянии, которое началось на предприятии после ареста директора Павла Беликова, руководство ведомства определило в качестве его преемников людей, которые были неспособны вывести завод из кризиса.
Жалобы прошли все круги арбитража и потерпели окончательное фиаско в 2019 году Верховном суде, который оставил в силе отказные решения нижестоящих инстанций. Велики ли шансы у нынешнего похода за субсидиарной справедливостью? На наш взгляд, вряд ли. Можно надеяться разве что на то, что рассмотрение заявления по существу будет отложено до той поры, когда точно будет определена сумма долгов завода, которые невозможно погасить, даже распродав его до последнего гвоздя. Но куда более вероятен финал, при котором пост-беликовские руководители – Борис Богапов и Ирина Ильина - будут признаны невиновными в катастрофе предприятия. Между тем, один из персонажей заявления Альябьевой - Борис Богапов, личность колоритная. В 2007 году он ушел по собственному желанию с поста областного министра лесного, охотничьего и рыбного хозяйства, следующим пунктом чиновничьей карьеры стал пост директора ГУК «Научно-производственный центр по историко-культурному наследию Саратовской области». Оттуда Богапов также ушел сам, хотя по версии ряда СМИ «лесника-правдоруба» настойчиво об этом просили люди с Московской, 72. Карьеру в органах власти сопровождали скандальные истории, героя подозревали в причастности в браконьерству в компании с главредом столичного журнала «Сафари», затем прокуратура занималась аукционами подведомственного Богапову министерства, где победителями вышли сам министр, его сын и родственник одного больших чинов того же ведомства. Сам Богапов (зампред конкурсной комиссии) недоумевал, какие к нему вопросы, если он всего-то взял в аренду лесок и бережок?
На консервном заводе ФСИН Богапов трудился в должности замдиректора с 2013 года, в 2017 году, после ареста Павла Беликова недолгое время исполнял обязанности директора ФГУП «Консервный завод ФСИН России»,  а с марте 2017-го ведомство назначило врио директора главного бухгалтера завода Ирину Ильину.
Напомним, директор ФГУП «Консервный завод ФСИН РФ» Павел Беликов был арестован за махинации с закупочными ценами в мае 2016 года, ущерб, нанесенный им предприятию, следователи оценили в 350 млн рублей. В счет этой суммы был наложен арест на автомобиль сына Беликова, а также загородный дом и квартиру его супруги. Попытка оспорить это решение в суде не увенчалась успехом. В декабре 2018 года Энгельсский районный суд признал Беликова виновным в мошенничестве, хищении имущества, коммерческом подкупе, получении взятки и приговорил его к 8 годам строгого режима и штрафу в 600 тысяч рублей. В конце апреля 2019-го Саратовский облсуд снял с него обвинения в подкупе и взятке и смягчил приговор — вместо 8 лет строгого режима назначил 7 лет общего.
Обвинение в хищениях при госзакупках на сумму 350 млн рублей было снято с Беликова еще в сентябре 2017 года, осталось лишь обвинение в уводе 65 млн рублей по договору о поставке маргарина.
В конце июля 2019 года областной арбитраж вынес определение об отмене четырех сделок консервного завода с Киракосяном и постановил взыскать с находящегося в колонии предпринимателя 280 тысяч рублей. Также признаны недействительными контракты завода с ООО «ТЭК Грузовая планета» на 1,7 млн рублей.
Справка «БВ». Дело энгельсского консервного завода ФСИН было настолько громким, что попало в  международное исследование, которое анализировало коррупцию на предприятиях системы исполнения наказаний.