Изгнание варягов есть ли толк от иногородних чиновников во власти. Опыт Саратова, соседей и мнение политологов

Из Ульяновской области потянулись на выход чиновники-варяги из Тамбова. Сразу в двух МУПах места руководителей теперь вакантны, собирается уволиться и вице-мэр Ульяновска. Провластный тг-канал Незыгарь подверг критике кадровую политику губернатора Русских и развернул дискуссию: зачем регионам вообще призывать варягов, если результат отрицательный. Кстати, в Саратовской области пришельцы тоже не задерживаются. В Ульяновске команду «легионеров» собрал губернатор Алексей Русских. В МУПы пришли два Михаила Чабана, отец и сын. Оба уволились по собственному желанию накануне Нового года. По данным местных СМИ, в отставку собирается и еще один выходец с Тамбовщины, вице-мэр Дмитрий Зверев. Но его уход в администрации Ульяновска пока не подтверждают. Михаил Чабан-младший пришел в МБУ «Горсвет» в 2021 году, профильного образования у чиновника не было: до того он успел поработать в Тамбовском УФСБ и поторговать парфюмерией. Вице-мэр Зверев тоже бывший чекист. Чабан-старший обосновался в похоронной службе, хотя прежде занимался только коммерцией в Москве, от шоу-бизнеса до оптовой торговли. Всю троицу, как считают в Ульяновске, порекомендовал губернатору его зам Игорь Эдель, который сейчас сидит в СИЗО по обвинению в крупной взятке. Но даже если не считать подмоченную репутацию патрона, дела у тамбовцев в Ульяновске явно не задались. После модернизации уличного освещения с затратами на 1,5 млрд рублей оно стало так часто отключаться, что губернатор Русских сам потребовал от мэра Александра Болдакина жестких кадровых решений, причем еще летом.
Впрочем, Алексей Русских, несмотря на обещание в 2021 году, после официального заступления на должность, опираться на местные кадры, привел порядочно варягов в правительство, включая двух своих замов. Но чиновники долго на месте не задержались. Ушел глава минздрава Александр Гашков, захватив с собой всех иногородних замов, главу минцифры Виталия Кузнецова и зам губернатора Богдана Павленко. И это не считая Эделя, который сидит, вместе с его помощником Дмитрием Смирновым, тоже дожидающимся исхода дела в СИЗО.
На этом фоне и начался разбор полетов, есть ли в регионе польза от варягов или кадры надо выращивать на месте. Ульяновский активист и независимый юрист Константин Толкачев считает, что ничего плохого в иногородних кадрах нет, если они будут грамотными.  Политолог Николай Васин с ним не соглашается, напоминая, что Ульяновск на варягах уже при губернаторе Владимире Шаманове обжегся, и вообще, от людей, не знающих регион, толку не будет. И словно в ответ на кадровую лихорадку в Ульяновске тг-канал «Незыгарь», известный тем, что продвигает созвучную федеральным властям повестку, выдал целый список проштрафившихся глав регионов под общим заголовком «Губернаторы под ударом». В нем нашлось место и для Алексея Русских, которому ставят в укор, что он вырастил в регионе «контрэлитную фронду» и дождался противостояния по линии «варяги-местные». 
«Конфигурации отношений местных и «варягов» в управленческих субвертикалях в регионах страны таковы, что сложности социально-экономической политики быстрее чем в других субъектах подсвечиваются в масс-медиа, а общий уровень количества локальных протестов выше чем в остальных регионах», - пишет «Незыгарь».  
И в Ульяновской, и в Оренбургской, и в других областях со смешанным составом чиновников завязались хронические конфликты. Другое дело, например, Удмуртия, где глава республики Александр Бречалов ищет компромисс между элитами. Саратовская область известна, скорее, как поставщик варягов в другие регионы. Например, в 2017 году бывший замминистра экономики региона Александр Гречихо занял пост главы минсельхоза Марий Эл, ставший затем первым зампредом правительства республики. Вместе с ним туда перебралась целая команда из Саратова: экс-зампред по соцсфере Андрей Россошанский, бывший работник Росприроднадзора Владимир Шутов, бывший глава комитета по общественным отношениям Михаил Данилов и другие. Правда, на должностях задержались не все. Андрей Россошанский ушел в отставку меньше чем через год.
В Рязанской области собирает команду губернатор саратовского происхождения Павел Малков. Тоже привлекая земляков. А вот в самой Саратовской области с варягами небогато.
Зампред правительства Удмуртии Анатолий Строков на аналогичной должности в Саратове не задержался и ушел. Уволился и глава Петровска пензяк Виталий Макаров, до этого успевший пробыть несколько месяцев советником губернатора Валерия Радаева. По сути в правительстве региона сейчас остался лишь один иногородний чиновник - министр промышленности Михаил Торгашин, свалившийся в Саратов из пензенского правительства, где занимал аналогичную должность. Но и он нельзя сказать, что  в плюсе. Отметился разве что позитивными комментариями о находящихся в загоне саратовских предприятиях. Но на одном оптимизме промышленность не поднимешь.
- Во времена советской власти была идея ротации кадров. Особенно это касалось правоохранительных органов, в первую очередь КГБ. Секретари обкомов тоже ротировались. Человек, работающий на "ресурсной" должности, со временем обрастает связями. И это усиливает коррупционную составляющую его работы. На этом фоне человек без связей становится более полезным. Варяг, который приехал из другого региона, успеет сделать что-нибудь полезное, пока до него еще не добралась коррупция, - размышляет саратовский политолог Александр Пантелеев. - Но варяг варягу рознь. Если губернатор будет покупать кота в мешке, как это делалось неоднократно, от этого толку не будет.
Саратовские чиновники, отмечает он, ситуацию в регионе знают хорошо, и это их большой плюс. Другое дело, что подобные связи - это паутина, которая ограничивает возможности даже очень толковых управленцев. Принимая решение, такой чиновник, полагает эксперт, будет наступать на горло собственной песне, размышлять: «А что скажет такой-то или такой-то, кому я обязан?» Конфронтации элит, по мнению Александра Пантелеева, опасаться не стоит. Чиновник, отмечает он, по своей природе не боец, он прежде всего будет держаться за свое рабочее место и выполнять приказы. А грамотный руководитель может построить работу так, чтобы конфликтовать его подчиненным было не выгодно.