Лифтинг для крестьянской избы: зачем знаменитый саратовский «Дом со львом» перебирают по досочке

DSC04013Для восстановления музея в саратовской глубинке реставраторы привезли бревна с вологодчины. В знаменитом «Доме со львом» в селе Поповка под Хвалынском приближается к финалу большая реконструкция. Мастера рассчитывают  закончить все работы в начале осени. Возможно, музей народной монументальной живописи будет открыт для посещений уже в октябре, сообщила его основатель, искусствовед Юлия Терехова. Впрочем, в «Доме со львом» всегда рады гостям, и Большой ремонт – не повод, чтобы закрывать двери перед посетителями. Когда еще выпадет удача, увидеть глаза нарисованного льва в непривычном ракурсе – с улицы, через оконный проем без стекол. Да и наблюдать работу профессиональных реставраторов – редкая удача. Здесь трудятся специалисты вологодской компании  ООО «Нагель». Генеральный директор Антон Мальцев  приезжал в Поповку, чтоб увидеть объект. По словам Юлии Тереховой, это признак серьезного подхода к делу. Вообще, искусствовед уверена, что дом попал в хорошие руки. Во-первых,  реставраторы - ее друзья, во-вторых – настоящие профессионалы. DSC04100DSC04051  - Реставраторов деревянного зодчества в России не так много. Я имею в виду тех, кто владеет необходимыми технологиям - максимально сохраняет  подлинник, заменяя только те части, которым это  необходимо. Настоящих мастеров очень мало. Знаете, часто государственные подряды  выигрывают такие организации… Вот разберут они церковь, а дальше почему-то кончаются деньги. Даже чтобы обратно сложить строение, денег уже не хватает - объясняет Юлия.   
Реставрационные работы в «Доме со львом» ведутся год периодами - нынешний третий и окончательный.  Полностью избу не разбирали, выбрали более щадящий  и изящный способ реставрации деревянных строений - лифтинг. Дом подняли на специальных конструкциях и в таком состоянии меняли повреждённых элементов.
По словам ресторатора Антона Мякишева, бревна перебирали снизу по одному венцу. Нижний, замыкающий периметр (он же окладной венец) – сгнил, его заменили полностью. Вместо «плясавших» дубовых балок залили цементный фундамент и на перебранную часть снова опустили дом. Пришлось повозиться с нахождением изначальной отметки, в которую дом ставили изначально. Еще одна сложность – после подъема сруба нужно было попасть в «геометрию», чтобы совпали все высотные отметки и углы. DSC04074DSC04029
- Почему мы выбрали лифтинг? Если б стали полностью перебирать здание, то можно было потерять росписи – краска из пазов между досками осыпалась бы. Внутренне стены с рисунками мы не затронули, состояние бревен там хорошее. Только стяжки поставили, чтоб не повело стену, - объясняет реставратор Антон Мякишев.
Сруб в Поповке построен более 100 лет назад из еловых бревен. Сейчас в окрестных лесах только сосны.  Поэтому, восстанавливая историческую правду, еловые бревна  реставраторы привезли с собой – из Вологодской области.  Мастера меняют оконные проемы, восстанавливают элементы наличников. Отремонтированный дом выкрасят однотонной краской, воссоздавая первоначальный серо-голубой цвет. А вот крышу избы решили сделать металлической –так практичнее для музея. DSC04032DSC04088
Музей «Дом со львом»  поддерживали различные фонды - Геннадия и Елены Тимченко, Владимира Потанина, Президентских грантов. За 10 лет существования музея команде Юлии Тереховой удалось получили в общей сложности около 10 грантов.
Реконструкция старинного дома финансируется из нескольких источников. Это и пожертвования благотворителей, и краудфандинг,  который принес больше 700 тыс. рублей. Плюс помощь фонда Ильи Варламова «Внимание», который собрал около 190 тысяч. Большим подспорьем стало получение  Президентского гранта – чуть больше 2, 9 млн рублей. К сожалению, не все старинные архитектурные объекты на территории Саратовской области могут похвастаться столь бережным и профессиональным отношением. В 2017 году вместо того, чтобы восстанавливать единственную в регионе деревянную ветряную мельницу в селе Моршанка под Питеркой, местные власти решили снести строение. Мельница со столетней историей, которая могло стать музеем под открытым небом, оказалась безвозвратно потеряна. DSC04015DSC04006Саратовцы и краеведы были  в шоке от произошедшего. Известно, что ратующие за спасение мельницы общественники передавали  в администрацию контакты специалистов-историков. По примеру мельницы в Тарханах Моршанскую можно было аккуратно разобрать, заменить сгнившие части и собрать  заново. Таким образом восстанавливали деревянную церковь в селе Ромашево Вологодской области.
Первоначально для спасения ветряной мельницы был создан фонд сбора средств, куда поступило более 700 тысяч рублей (на полную реконструкцию понадобилось бы 5 млн). Но вместо старинного уникального сооружения в Моршанке возвели новодел, работающий на электричестве.  
Водяной мельнице в селе Лох Новобурасского района повезло больше. Для её восстановление был создан специальный фонд «Мир тесен». Губернатор области Валерий Радаев перечислил из личных средств 40 тысяч рублей, еще 200 тысяч собрали неравнодушные граждане. Инициатор по спасению объекта Мария Кислинская сумела привлечь федеральные гранты на развитие туризма в Лохе, получить поддержку фонда Геннадия и Елены Тимченко.
Но системного подхода к сохранению культурного наследия в Саратовском регионе нет. На днях пользователей соцсетей и местные СМИ возмутило «облагораживание» «Пещеры монаха» в хвалынском национальном парке.  
Уютное сокральное место, которое, по легенде, посещал художник Петров – Водкин, зачем-то обшили сайдингом. Установили навес с мягкой черепицей,  панели под искусственный камень, положили плитку. Руководство парка пояснило, что сооружение в «Пещере монаха» не носит капитальный характер, его функция – защитить исторический объект от воздействий природы и разрушений. Фото Станислава Лайкаск DSC04008DSC04055DSC04042DSC04079DSC04045DSC04096DSC04030DSC04108DSC04016