Питерскому "Зингеру" откусили прибыль: хотя суд снизил претензии к саратовскому бизнесу в 20 раз, компания продолжает строчить иски

В саратовском арбитраже обнаружился очередной всплеск исков от обладателей исключительных прав. Но если ранее малый бизнес вынужден был платить за каждую игрушечную кошку, если за ней скрывался чей-то товарный знак, сейчас весы Фемиды понемногу склоняются в его сторону. Претензии истцов в ходе разбирательств усыхают вдесятеро. Но это не снижает их активности. До сих пор заявления массово подавали истцы, представляющие интересы зарубежных компаний. Как правило под раздачу попадали ИП, приобретающие товары оптом где-нибудь в Китае. Теперь история повторяется с отечественными торговыми марками. Так, в Саратове стрижет компенсации с малого бизнеса компания ООО "Зингер СПБ" из Петербурга, которая сама является правообладателем. Повод для претензий - маникюрные инструменты. Компания владеет товарным знаком ZINGER, зарегистрированном за нею еще в 2004 году и требует компенсаций на сотни тысяч рублей с предпринимателей, торгующих маникюрными щипчиками, пилочками и другим подобным товаром. С 24 ноября по 8 декабря она предъявила претензии к 7 ИП из Саратовской области, из них 6 исков на сумму 62,5 тысячи и еще один — на 50 тысяч. Подобные заявления от имени "Зингер СПБ" по арбитражным судам различных регионов РФ исчисляются десятками. Претезионная деятельность питерцев охватила страну от Твери до Забайкалья и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Саратовские иски приняты к производству, решений по ним пока нет. Но не так давно «Зингер СПБ» уже пришлось умерить аппетиты. В августе компания подала в суд, требуя с ИП Ниджата Мамедова 120 тысяч рублей за маникюрные кусачки, в которых истец усмотрел признаки контрафактности. Вылавливая неправильные кусачки, заявители действовали по той же схеме, что и представители интересов зарубежных фирм: представитель истца пришел в магазин, приобрел товар, зафиксировал процесс купли-продажи на видео, сохранил чек и подал в суд.
Но, как заключил областной арбитраж, цена, которая обычно взимается за правомерное использование товарного знака тем способом, на который указывает истец, составляет 2,8 тысячи рублей в месяц. Правообладатель имеет право требовать компенсацию в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, то есть больше чем на 5,7 тысячи рублей он рассчитывать не может. Эту сумму предпринимателю и назначили. Отсудить 120 тысяч "Зингер СПБ" не смог. В частности, суд отказался удовлетворять требования компании на взыскание расходов на фиксацию нарушения: за визит "тайного покупателя" за кусачками со съемкой на видео истец рассчитывал получить 5 тысяч. Кроме того, "Зинкер СПБ" придется уплатить 2,6 тысячи рублей госпошлины по делу. Обжаловать решение суда компания не стала. Сейчас на очереди новая серия исков к саратовским ИП, теперь от АО "Киностудия "Союзмультфильм". Компания развила бурную деятельность по защите прав на персонажей мультфильмов еще в конце ноября. Первым попал под раздачу московский бар, которому пришлось заплатить 8 млн рублей за светлый образ Чебурашки. Но и саратовскому бизнесу пришлось несладко: с августа по декабрь в Саратовский арбитраж от "Союзмультфильма" поступило 16 исков, ни по одному из них решения пока нет. Так, компания добивается 120 тысяч рублей от ИП Илнура Мамедова за пса Шарика, котенка по имени Гав и еще 2 товарных знака без пояснений, к каким мультфильмам они относятся.
Справка «БВ». ООО «Зингер СПБ» было учреждено в мае 2001 года в Петербурге. Собственниками компании являются Алексей Орловцев и Игорь Хомяков, основной вид деятельности организации - вспомогательные услуги для бизнеса. Выручка 2021 года составила 1,4 млн рублей. К настоящему моменту в арбитражных судах зарегистрировано 2174 дела с участием "Зингер СПБ", за исключением двух случаев, компания везде выступает истцом.