Превращение саратовского Глебучева оврага в парк с прудами и фонтанами будет стоить, как Керченский мост

Приглашенные КБ «Стрелка» эксперты обсудили в онлайн-режиме судьбу Глебучева оврага. Сессия, на которой были рассмотрены варианты его благоустройства стала вторым заседанием в рамках международного конкурса концепций развития территории Саратова. Напомним, на первом речь шла о Соколовой горе. Результаты всех обсуждений должны будут учитываться при составлении техзаданий для участников конкурса, а овраг — один из объектов, над которыми им предстоит поработать. Территория, с которой должны работать участники конкурса, занимает 35 га, простирается она от берега Волги до улицы Горького. Модератором встречи выступил руководитель Центра городской антропологии «Стрелки» Михаил Алексеевский. Он сообщил, что территория оврага «исторически всегда воспринималась как проблемная» и напомнил о том, что там живут люди. Кроме того, «Стрелка» заказала социологический опрос, согласно которому 61% саратовцев или не знают, что такое Глебучев овраг, или никогда там не были, но вот жители Ленинского района почему-то заглядывают туда чаще других. Главное проблемой территории 78% граждан назвало замусоренность. Но первоочередным мероприятием большинство опрошенных - 40%, указали расселение ветхих домов. А за уборку мусора как задачу первой необходимости высказались только 22% респондентов. Да и коллектор, проходящий по дну оврага, как признали 9% опрошенных, это давняя головная боль.
- В свое время сам формат оврага в градостроительстве воспринимался как проблема, что-то, что нужно ликвидировать или засыпать, - отметил Алексеевский и призвал вносить предложения, как овраг «из вечной проблемы города можно превратить в ресурс».
Большинство участников встречи видят в овраге будущую зеленую зону. Возможно даже с каскадом прудов и фонтанами. Первым эту мысль высказал краевед Игорь Сорокин, в прошлом — заведующий отделом музеефикации Дома-музея Павла Кузнецова. Он напомнил, как творческая группа саратовцев реализовывала в овраге проект «Музейная долина», проводила своеобразную. экспедицию по нему. - Мы хотели показать, что это не мусорка, а реликвариум, - подчеркнул он. Игорь Сорокин и его коллеги рассматривали овраг как объект культуры, выяснили его этнический состав и конфессиональный, то и другое оказалось довольно пестрым. По словам Сорокина, облагораживать овраг не надо, поскольку «это мощная сила, которая может отторгнуть любые чужеродные внедрения». Вместо очистки он предложил враг изучить и вообще относиться к нему с крайним вниманием и осторожностью.
Спикер поведал аудитории об ижевском художнике, который из овражного металлолома собрал арт-объект под названием «Нулевой километр», с колесом, которое крутила вода в коллекторе, вырабатывая электричество, от которого загоралась лампочка. Но проработал он всего сутки — местные жители тут же разломали сооружение, сдали на металл и пропили.
- Прежде чем там ставить урны, надо наладить вывоз мусора. Прежде чем прокладывать дорожки, понять, где проходят тропы. Не надо выгонять оттуда людей, которые ведут свое хозяйство. Надо обратить это им во благо, - призвал Игорь Сорокин. Он выразил уверенность, что перепад высот вполне может дать в овраге каскадные пруды и даже фонтаны и предложил учитывать при благоустройстве историческое прошлое окрестностей, например, то, что на углу нынешних улиц Северная и Валовая некогда стояла башня саратовской крепости. - Социальная жизнь оврага не должна быть разрушена паровым катком благоустройства, - согласился Михаил Алексеевский. Глава «Института социально-экономического развития Саратовской агломерации» Владимир Вирич согласился с тем, что овраг следует рассматривать как потенциальную рекреационную зону, хотя к тому, что она появится в ближайшем будущем, отнесся скептически. - Овраг невероятно стабильная субстанция в нашем городе. Проходит уже почти 150 лет как руководство города пытается что-то с ним сделать. Еще в «Саратовском вестнике» о нем писали. Тема прежняя — казнокрадство, бандитизм и мусор. Никто не может ничего поделать с оврагом. Мы уже слетали на Луну и собираемся на Марс, а овраг остается стабильным, - заметил он. Вирич напомнил, что овраг — часть центра города и один из связующих элементов нашего экологического природного каркаса. Обустраивать его он порекомендовал в связке с Соколовой горой и старым аэропортом. По мнению Владимира Вирича, дома в овраге следует расселять. Тем более, что большая часть из них — самострой, вдобавок, небезопасный.
- Вся эта застройка исторична в своей самовольности. Но никаким санитарным и пожарным требованиям она не отвечает. Жители гробят сами себя. Надо принимать меры, чтобы их частично из самых злачных мест переселить, - заметил он.
Расселить, по мнению спикера, следует и более благополучную часть склонов оврага в направлении улицы Октябрьской, которую можно «частично проредить», чтобы вывести в город из оврага «зеленые языки» - парковые зоны, обеспечив пешеходные связи. Доцент института урбанистики, архитектуры и строительства СГТУ Лариса Дудина обратила внимание на состояние природных насаждений в овраге. Сейчас большая часть растений там сорные, это самосев, инвентаризации деревьев нет и не было. Но в овраге тем не менее растет дикий миндаль и несколько очень неплохих кустарников. - Реабилитации зелени там проводить нельзя. Пока не приведут в порядок землю, там ничего расти не будет. Это как красивый ковер в доме с тараканами, - подчеркнула она. Лариса Дудина предложила учесть в озеленении оврага те растения, что встречаются в Саратовской области, чтобы он стал музеем и в плане растительного разнообразия. Идею превратить овраг в парк поддержал и заведующий кафедрой физической географии и ландшафтной экологии СГУ Владимир Макаров. Правда, ради этого, подчеркнул он, в проект придется вложить немалые средства.
- Глебучев овраг требует серьезных вложений равных строительству Керченского моста. Это преувеличение, но внимательный анализ требуется. Но если мы сделаем эту работу — это будет уникальный линейный парк с водопадами и прудами, - уверен эксперт.