Продовольствие свое, энергоресурсов хватит: мнения о будущем саратовской экономики разделились

Второй день спецоперации в Украине начался с известий о новых санкциях. Новые меры ЕС затронут до 70% рынка банковских услуг, а также энергетический сектор российской экономики. Брюссель ограничит поставки полупроводников, запретит продажу самолетов российским компаниям и введет визовые ограничения, пишет РБК.  Расширили санкционный список и США. Вместе с материнским ВТБ в него внесены 20 «дочек», расположенных в России и еще восьми странах. В список также добавлены банк «ФК Открытие» (принадлежит Банку России), Новикомбанк и Совкомбанк, подконтрольный братьям Хотимским. Совкомбанк — первый крупный частный банк России, попавший под блокирующие санкции, отмечает издание. Попадание в список означает, что, теоретически любое взаимодействие с банком из списка SDN, чревато для неамериканских граждан и компаний (включая российские организации) санкционным риском. В отношении Сбербанка меры чуть мягче – американские банки просто будут блокировать все транзакции с его участием. Средства Сбербанка, в отличие от попавших в список SDN, заблокированы не будут. Отдельные санкции объявлены по линии Министерства торговли США, и они вполне могут считаться ключевыми. Меры призваны лишить оборонно-промышленный комплекс, самолетостроение и судостроение важнейших технологических элементов. Американский экспортный регулятор BIS отныне будет отказывать экспортерам в выдаче лицензий на поставку в Россию «чувствительных» продуктов для данных отраслей. Прежде в отношении многих таких товаров не было никаких ограничений на экспорт в Россию. Среди них — полупроводники, компьютеры, телекоммуникации, оборудование для информационной безопасности, лазеры. По мнению «БВ», все это не может не сказаться на российской экономике вообще и Саратовской области – в частности. Как известно, в регионе до сих пор сильны позиции предприятий ВПК, насколько нормально они смогут справляться с гособоронзаказом в новых условиях – большой вопрос. Опрошенные эксперты смотрят на ситуацию по-разному. Руководитель консалтинговой компании «Бриикс» Юрий Пужалин: Считаю, что наш президент сделал очень своевременный шаг, уже были провокации, возле нашей границы с Украиной нарастала напряженность. Конечно, война - это страшно, в короткой перспективе это рост цен на товары первой необходимости, это падение национальной валюты, которое мы уже видим. Что касается санкций, то российской экономике к ним не привыкать. Когда после 2014 года страна попала под санкции, это привело к развитию отечественного сельского хозяйства и промышленности, мы начали делать свои самолеты, развивать ВПК. Санкции помогли нам начать импортозамещение, укрепить позиции в мировой конкуренции.
Безусловно, в каких-то отраслях сейчас будет спад, но цены на отечественные нефть и газ на мировых рынках растут, те же США не отказываются их у нас покупать. А рост прибыли в нефтегазовом секторе – это рост отчислений в бюджет. И не будем забывать, что наша страна обладает богатейшими ресурсами, а у Европы ресурсов нет. Когда в январе этого года Россия резко ограничила экспорт леса-кругляка, Евросоюз сразу побежал жаловаться в ВТО. Раньше над Россией смеялись, что она вывозит сырье и не способна производить на экспорт изделия из дерева, а когда поставки были перекрыты, стало резко не до смеха. Что мешает нам вывозить готовую продукцию и получать совершенно другую прибыль? Я думаю, причина в засилье либералов и в интересах отечественных олигархов, которые зарабатывают прибыль в России, но вывозят ее из страны.
В этом смысле начавшаяся спецоперация ставит под удар их капиталы на Западе, но с другой стороны, помогает России очистить экономику от офшоров. Если Pапад объявит войну российским офшорам, если, к примеру, в Лондоне, как происходит уже с активами Назарбаева, начнут очень серьезно задавать вопросы нашим олигархам на предмет скупки недвижимости, то возвращение капиталов в страну ускорится. Важно и то, что Россия получила передышку на 8 лет, сумела укрепить экономику, найти союзников. Если Европа отказывается брать российский газ, его купит Китай, а Европа, заплатив за энергоресурсы втридорога, не сможет конкурировать со своими товарами на глобальном рынке. Так кто кому сделает хуже? Поэтому прокормить мы себя сможем и без Запада, энергоресурсы у нас свои, а уж айфоны нам и Китай поставит. Председатель общественного совета при министерстве промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский: - Война - не лучший способ разрешения ситуаций, если доходит до военных действий, это означает, что стороны не смогли договориться и амбиции политиков перевесили. Если вспомнить великого императора Петра I, он воевал с Европой, но и заставлял у Европы учиться, перенимать у нее все лучшее. Нельзя быть против мира, в изоляции от высокоразвитых стран высока опасность деградации. В этом смысле пример замкнувшихся стран показателен. К тому же история показывает: кто остается без союзников, тот побед не одерживает, а Китай, о котором так много говорят, не спешит становиться нашим союзником и публично поддерживать действия России. Не считаю правильной точку зрения о том, что с началом военного конфликта России стал особо выгоден экономический союз с Китаем. Если он станет единственным покупателем российского газа, то он, а не рынок, и будет диктовать цену, так что подозреваю, что на этих сделках Россия не разбогатеет. В свою очередь США, Катар и другие страны намерены поддержать Европу сжиженным природным газом, чтобы высокая цена энергоресурсов не била больно по доходам граждан и экономике Западной Европы. Не могу согласиться и с довольно распространенной точкой зрения о том, что санкции и эмбарго, наложенные на Россию после 2014 года, резко продвинули вперед отечественную экономику. Импортозамещение в сельском хозяйстве принято поднимать на щит, приводить цифры экспорта продовольствия, как доказательство резкого рывка в АПК. Но причина растущего экспорта – это рынок, это спрос, который вызван нехваткой продовольствия в мире. И экспорт - не ответ на все вопросы о состоянии нашего АПК. В структуре внешнего товарооборота Саратовской области на первом месте стоит импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья, и только на втором – ввоз машин и механизмов. Почему это в аграрном регионе самый большой импорт – это импорт продовольствия? Где наше семеноводство, где племенное животноводство? Фокус внимания, на мой взгляд, должен быть не на чиновниках, поднимающих на щит мнимые достижения, а еще живых реальных крупных сельхозпроизводителях.
Опять же, если вернуться к словам о позитивной роли санкций и ограничений, наложенных на нашу страну в 2014 году: если они были так благотворны для экономики, то где рост ВВП, где рост доходов населения? ВВП, растущий в среднем на 1% в год, в пределах статистической погрешности, - разве это успех? Доходы населения падали пять лет, в 2019 они выросли на 1% - но после того, как Росстат изменил методику подсчета. Разве это успех? Зато тысяча богатейших семейств богатела еще быстрее, чем раньше. Вот подлинные бенефициары «русской весны»! Почему сейчас, когда санкции вводятся вновь, должно быть иначе? Мы еще не знаем, какие ценники в продуктовых магазинах будут завтра, сколько будет стоить литр бензина на АЗС, но то, что происходит с курсом рубля, уже о многом говорит.
Поэтому мое мнение о войне как способе разрешения конфликтов резко отрицательное. Сейчас в новостях говорят, что нанесены удары по военной инфраструктуре Украины, и хорошо еще, что не идет речи о массовых человеческих жертвах.