Промышленник Дмитрий Ханенко: саратовская ОЭЗ – бесполезный катализатор, которому не с чем вступать в реакцию

С 1 марта в тестовом режиме запущен официальный сайт саратовской особой экономической зоны «Алмаз». Резидент у ОЭЗ пока один и саратовский производственник, директор саратовского завода им. Орджоникидзе Дмитрий Ханенко уверен, что много желающих саратовская зона вряд ли привлечет. Целями создания ОЭЗ является «формирование высокотехнологичного кластера для нужд оборонно-промышленного комплекса России, аэрокосмической, энергетической и газовой отраслей, коммунального хозяйства», а также «стимулирование частных инвестиций в создание новых производств современной конкурентоспособной продукции и дальнейшее развитие Саратовской области, базирующееся на ее конкурентных преимуществах и приобретенном опыте реализации крупных инвестиционных проектов». ОЭЗ располагается в трех муниципальных образованиях — Саратове, Энгельсе и Балаково. И включает три площадки в областном центре — на территориях АО «НПП «Алмаз», АО НПП «Контакт» и АО «Центральный научно-исследовательский институт измерительной аппаратуры» и АО «Саратовэлектронпроект». В Энгельсе площадка находится на территории ООО «Сигнал-недвижимость», в Балаково — на муниципальной земле Быково-Отрогского МО.  В числе инфраструктуры — автомобильное и железнодорожное сообщение, аэропорт и речные порты, радиотелефонное обеспечение. В инженерно-техническом обеспечение указаны располагаемые площадками мощности электро-, водо-, газо- и теплоснабжения. Кроме того на сайте расписываются преимущества каждой площадки, а также преференции, получаемые каждым резидентом. К слову, он у саратовской ОЭЗ пока только один — само АО «НПП «Алмаз», на территории которого располагается одна из площадок зоны в Саратове. На сайте же можно ознакомиться с перечнем и стоимостью услуг управляющей компании ОЭЗ АО «УК ОЭЗ «Исток». Так, подготовка заявки и пакета документов на заключение соглашения с будущим резидентом обойдется последнему в 100-300 тыс. рублей в зависимости от сложности бизнес-плана. Устная консультация по бизнес-плану при этом будет стоить 3,5 тыс. рублей, письменная — 7 тыс. рублей. Услуги правового характера обойдутся потенциальным резидентам от 3 до 15 тыс. рублей, в сфере земельно-имущественных отношений — от 3 до 20 тыс. рублей. В сфере таможенных отношений — от 5 до 50 тыс. рублей. Дороже всего обойдутся услуги, связанные с интеллектуальной собственностью: составление патентной заявки будет стоить от 40 до 65 тыс. рублей, патентное исследование — от 120 тыс. рублей. В интервью саратовскому ИА «Взгляд» гендиректор ПАО «СЭЗ им. Серго Орджоникидзе» Дмитрий Ханенко весьма скептично отозвался о саратовской ОЭЗ.
- Особые экономические зоны создаются там, где есть деловая активность, где что-то бурлит. И тогда создаются дополнительные условия, чтобы эта деятельность получила взрывной характер. А не наоборот. Нельзя взять любую территорию и назвать ее территорией опережающего развития. Должны быть ростки - заметил он.
Тему ОЭЗ Ханенко развил в разговоре с «БВ». По его словам, площадки ОЭЗ подобраны таким образом, что продолжать там деятельность уже существующих предприятий можно, а вот строить новые будет достаточно проблематично. В пример гендиректор привел свое новое производство - Центр малотоннажной химии, требующий санитарно-защитной зоны. Его размещение на территории ОЭЗ невозможно из-за находящихся вокруг жилых домов. - Может быть, не было другого способа реанимации предприятий, расположенных в ОЭЗ. Но сама территория изначально обрезает количество возможных видов деятельности на ней, - резюмировал руководитель. По мнению Ханенко, такие «магниты» как ОЭЗ региону нужны, но они недостаточны - «народ туда не побежал, взрывного роста производств и экономики не получили». Он предполагает, что и спустя время результаты будут примерно теми же.
- Сейчас вижу это как некий девелоперский проект - есть площади, доступ к ресурсам, есть управляющая компания, обеспечивающая операционную деятельность. Но нет ответов на вопросы «что будем делать», «что выпускать», «кому продавать», - считает гендиректор завода, сравнивая ОЭЗ с ТОСЭР в Петровске, где есть модернизированный завод, обширные площади и дешевая рабочая сила, «но почему-то ничего не получается».
Он отметил, что проблема сегодня стоит гораздо шире: в России осталось мало производственников — тех, кто способен запустить промышленное производство, обеспечить выход на серию, проектную мощность. - Таких компетенций уже практически не осталось. Производство - это другой бизнес с другими инвестициями и сроками реализации. Здесь затраты на продвижение продукции сопоставимы с затратами на производство. В России успешный опыт нового производства пока единичен и пока воспринимается как некие легенды. Но при этом эффект нужен уже завтра, - отметил Дмитрий Ханенко, уточнив, что в Саратове и предпринимателей много, и идей, и наука неплохая, но есть проблема как от этого перейти в коммерческую фазу. При этом он с сожалением констатировал, что и госкорпорации здесь не помощники — они не работают в рынке, не создают гражданскую продукцию, за которую рублем проголосует потребитель. По мнению руководителя, по сути сейчас источником всех денег является бюджет, но его на всех не хватает, и многие компании погибают в борьбе за него. Наглядный тому пример — саратовский строительный бизнес, где на смену старым застройщикам пришли новые, но общее их количество не увеличилось. Причем молодая смена — это, по версии Дмитрия Ханенко, «тепличные компании», которые при протекции чиновников набрали заказов, хотя уже 30%-й рост грозит производству фатальными последствиями. Большинство компаний просто не успевают адаптироваться к изменениям объемов и, считает промышленник, возникает угроза не справиться с ними. Потому закономерен вопрос: а какими силами власти собираются реализовывать масштабную программу реновации Саратова?
- Я верю в долгосрочные стратегии, в продуманные в деталях программы, в менеджеров, которые способны их реализовать. Если наряду с этим есть экономически успешные предприятия с адекватными ресурсами, то в этом случае особая экономическая зона будет выступать катализатором, способным ускорить экономический рост. А если есть только катализатор, но нет элементов способных вступить в реакцию, то этот катализатор бесполезен, - заключил Дмитрий Ханенко.