Психбольница, ковидный обсерватор и детский лагерь «Березка»: чем в Саратове хотят привлечь концессионеров

На фоне заявлений о щедром федеральном финансировании здравоохранения в Саратовской области взялись искать инвесторов для больниц и санаториев. Ряд заведений намечен для передачи в концессию в течение года. В список претендентов на концессию опять включили санаторий имени Чапаева под Ершовом, хотя от этой идеи было отказались. Санаторий - заведение сложное, состоит он из двух юрлиц, МСУ «Центр реабилитации ветеранов войны и труда «Чапаевский», для которого концессионера прежде и искали, и АО «Санаторий-курорт им. В. И. Чапаева». В 2019 году областное правительство хотело выкупить за 44 млн рублей 75% акций АО и вложить в реконструкцию санатория 300 млн рублей. В 2019 году заказали проектную документацию, в 2020 начались работы, в том числе строительство корпуса. Средства нашлись с подачи спикера Госдумы Вячеслава Володина, источник их традиционно не назывался, но минувшим летом было заявлено о необходимости поиска федерального финансирования для завершения работ.
Концессию по санаторию имени Чапаева курирует минсоцразвития. Еще один предмет концессии, за который оно отвечает - социально-оздоровительный центр в Шумейке. Названия его в правительственном документе не приводится. Но скорее всего, речь идет о центре «Ударник», из которого весной 2020 года сделали ковидный обсерватор для возвращающихся из-за границы саратовцев. Номерной фонд санатория - 50 номеров в главном корпусе и 11 комнат - во втором. При центре есть бассейн, грязелечебница и спортивный зал. Стоит он в сосновом бору и как место отдыха может оказаться вполне привлекательным объектом для инвестора.
В концессию хотят отдать и два детских лагеря - известную саратовскую «Березку» на Кумысной поляне и детский лагерь имени Гагарина в Энгельсском районе у села Красноармейское. Лагерь в Энгельсе - это 12 га территории со спортплощадками, бассейном и пляжем на берегу Волги. Свой бассейн и спортплощадки имеются и в «Березке». Кроме того, этот лагерь очень популярен у саратовцев благодаря разнообразию программ для детского отдыха и хорошо организованным занятиям спортом. За концессию больниц отвечает саратовский минздрав. Несмотря на то, что саратовскому здравоохранению обещано порядка 10 млрд рублей из федеральной казны на ремонт и реконструкцию районных больниц, регион хочет пристроить в частные руки два медицинских учреждения. Так, в концессию ради реконструкции здания хотят отдать терапевтическое отделение районной больницы в Аткарске на 40 коек, с дневным стационаром и отделением скорой помощи на 10 тысяч вызовов в год. Отделение это было закрыто в октябре 2020 года из-за аварийного состояния здания. Пациентов пришлось доставлять в Ртищево и Саратов.
Гвоздем программы можно считать ГУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница Святой Софии». С одной стороны — больница в окружении древних дубов и с пригодным для купания прудом на территории выглядит местом почти курортным. С другой — у нее сильно изношена матчасть, а репутация последние годы не лучшая. Сейчас пациенты и их родственники жалуются как минимум на отсутствие ремонта в больничных корпусах, плачевное состояние сантехники и плохое питание. Нередки жалобы и на грубое отношение со стороны персонала.
Больнице у подножия Алтынной горы более 100 лет, первые корпуса были возведены в 1906 году. Сейчас на ее территории 14 зданий, из них 9 корпусов лечебных, один административный, два жилых дома для персонала, клуб, кухня и продовольственный склад. Весь этот комплекс относится к памятникам культуры регионального значения. Обслуживает больница половину Саратовской области — для 8 районов она стационар, пациенты из 10 районов принимаются амбулаторно. В больнице 19 стационарных отделений, включая 4 наркологических, она принимает в стационар свыше 8 тысяч пациентов в год. Амбулаторный прием составляет 300 человек в день.  При такой большой нагрузке и несомненной социальной значимости больницы сложно представить, как будет получать доходы инвестор. Кроме того, охранный статус больничных корпусов накладывает дополнительные обязательства по ремонту — сохранить внешний облик, не использовать современные материалы, выбирать подрядчика только с лицензией на работу с памятниками культуры. При этом износ корпусов составляет от 60 до 100%. Этот факт успела зафиксировать бывший уполномоченный по правам человека в регионе Татьяна Журик. Сообщению о концессии предшествовала смена руководства больницы. В декабре 2020 года ушел в отставку возглавлявший ее много лет Александр Паращенко. По мнению руководителя консалтинговой компании «Бриикс» Юрия Пужалина, даже при таких исходных данных концессия может оказаться привлекательной. Разумеется, все будет зависеть от такого, какое предложение сформирует регион.
- Курортов много, а психиатрическая больница одна. Это узкий сегмент и он может быть востребован. Если претендентов будет несколько, это значит спрос на рынке достаточно высок, - заметил он. - Рынок частных медицинских услуг очень сильно развивается. Крупные компании открывают филиалы по всей стране, действуют частные лаборатории. Думаю, что предложенная концессия вызовет интерес по всем направлениям.
Насколько захочется инвесторам вкладываться в психиатрию, по словам специалиста, можно будет выяснить только на практике. Все будет зависеть от условий концессионного соглашения, но инвестиционную составляющую предстоит просчитать очень тщательно и на длительный срок, минимум на 10-15 лет. Ведь концессия, в отличие от государственно-частного партнерства, не предполагает перехода собственности на объекты, это, по сути, долгосрочная аренда. Заметим, что платные услуги клиника оказывает и сейчас. Это и анонимное лечение алкоголизма и наркомании, всевозможные психиатрические освидетельствования, в том числе при допуске к работе на транспорте или в органах внутренних дел. Готова клиника брать на себя и предрейсовые осмотры водителей, проводить консультации на дому для выписавшихся пациентов. Курорт и детские лагеря, считает эксперт, востребованными будут непременно. Особенно сейчас, когда граждане меньше ездят за границу. Удручает здесь лишь то, что в постановлении правительства не прописано сохранение профиля той же «Березки». 
- У нас не так много детских лагерей, а работать можно зимой и летом. Сейчас только круглогодичные заведения будут выживать, - отметил Юрий Пужалин. - Но «Березку» жалко, замечательный был лагерь, организованный по тому же принципу, что «Артек». Если он потеряет статус детского лагеря, мы получим еще одну коммерческую турбазу.