Растянуть до Буркинского леса и отдать Исаеву: зачем саратовское минприроды в авральном режиме расширяет Кумысную поляну

Вслед за Саратовом растянуть до необъятных размеров предлагается лесопарк Кумысная поляна, который правительство Саратовской области с пугающей поспешностью передает городу. Если год назад к лесопарку присоединили волжские острова Дубовой гривы, теперь его хотят продлевать на юг, практически до границ уже существующей особо охраняемой природной территории Буркинский лес. Формально, обсуждение этого вопроса вынесли на прошедшее вчера, 7 декабря, совещание в областном минприроды под председательством замминистра — начальника управления государственного экологического фонда Евгения Карасева. На деле чиновники так и не смогли дать приглашенным на него общественникам и экологам внятный ответ: с какой целью эта делается, ради чего такая спешка и главное - к чему именно хотят присоединять лес в районе Еремеевки и степные участки вплоть до Буркинского леса, к природному парку Кумысная поляна или к памятнику природы Кумысная поляна, в который превратило охраняемую территорию свежее постановление облправительства. Юридически это понятия разные, изменение статуса Кумысной поляны развязывает чиновникам руки в плане раздачи ее земель в аренду, защищенность памятника природы от «освоения» в разы меньше, чем у природного парка.
Цели расширения Кумысной поляны перечислил активист саратовского отделения Всероссийского Общества охраны природы и сотрудник кафедры физической географии СГУ Игорь Волков. Расширив Кумысную поляну, по его словам, можно сделать непрерывный природный массив почти до Буркинского леса, включающий и лесные участки, и степные, которые в будущем могут сами зарасти лесом. Общая площадь присоединяемых территорий, по его словам, составит 873 га. Не освоенных степей под Саратовом мало, надо сохранять что есть, у данной территории высокий природоохранный потенциал, застроить ее к счастью нельзя, но надо защитить от несанкционированных свалок и прочего антропогенного влияния, а соединить Кумыску и Буркин же хотели еще в 80-х годах прошлого века.
В его выступлении сразу обнаружилась странная подробность: дубравы и степь специалисты университета осматривали уже в ноябре, что помешало им дать исчерпывающую оценку растительности этих территорий. Для чего такая спешка, сам Волков и зав лабораторией экологии Александр Неврюев объяснить не смогли.  Как именно специалисты СГУ себе это расширение представляют, продемонстрировать наглядно не получилось — выступающим было негде и не на чем показать презентацию, хотя она у них, как утверждал Волков, с собой имелась. Минприроды о техническом сопровождении не позаботилось вообще. Хотя инициатива провести такое исследование исходила именно от него.
- У вас были идеи по другим участкам? - поинтересовался у Волкова глава общественного движения «Жить здесь» Александр Ермишин. - Почему вы подводите научную базу именно под Кумысную поляну? К чему срочность обследования?
Ответ последовал размытый — специалисты СГУ де изучают все интересующие их природные территории, но чтобы представить себе полную картину, нужно несколько лет исследований. Что же касается Буркинского леса, то из него и из Кумысной поляны еще в 1988 году предлагалось сделать национальный парк. Далее выяснилось еще более странное - договор на обследование леса и степи в направлении Буркина заключался с реготделением Всероссийского Общества охраны природы. Но главу отделения Владимира Иванова в известность о том вообще не поставили. Все вопросы решал сам Волков, который является его заместителем. Владимир Иванов на заседании присутствовал и высказал свое возмущение по поводу того, что такие документы подписываются через его голову.  - Как это так? Заключили договор, не ставя меня в известность? Это не первый раз! Я поощряю инициативу, но такое решение наводит на плохие мысли, - возмутился он. На вопрос эколога Ольги Пицуновой, к чему конкретно специалисты СГУ предлагают присоединять новые территории, к природному парку Кумысная поляна или к одноименному памятнику природы, вообще не последовало ответа.
- Предложения о расширении идут на фоне ликвидации природного парка. Вас использовали, чтобы сделать красивую мину при плохой игре! - заявила эколог Волкову.
После таких заявлений ведущий совещание замминистра Евгений Карасев попытался свернуть дискуссию и быстро перейти ко второму вопросу: ситуации с птицами, гибнущими на проводах ЛЭП. Участники встречи возмутились: на свои вопросы они ответов практически не получили. Никто из чиновников не дал пояснений относительно судьбы Кумысной поляны, которой поменяли статус с природного парка на менее защищенный памятник природы. Никто не рассказал, зачем ее при таких условиях расширять, да еще в сторону действующей региональной ООПТ, каковой является Буркинский лес.
Наконец, чиновники наотрез отказались рассказывать, что стало с ГУСО «Природный парк «Кумысная поляна» как с юрлицом. Все, что могла сказать юрист министерства, это то, что ведомство передано городу как имущественный комплекс. Что сталось с его сотрудниками, никто не ответил. Представителей ГУСО на совещании не было.
Более того, не получили экологи и ответа на ранее отправленные запросы по Кумысной поляне, хотя все присутствовавшие сотрудники минприроды, начиная с замминистра, уверяли, что ответы эти уже отосланы. Впрочем, отправили их, тут же выяснилось, «Почтой России». Все, что смог сказать Евгений Карасев по поводу изменения статуса лесопарка, это «Мы ничего плохого не желаем». Итог совещанию подвела на своей личной странице Ольга Пицунова. Она констатировала, что данное мероприятие было «галочным» и его явно пытались свести к заслушиванию докладов, без дискуссии. И самое главное - сотрудники министерства на вопросы отвечать не готовы.
«Зачем присоединять к Кумыске новые территории, когда над территориями уже имеющими охранный статус, нависла угроза хозяйственного освоения и передачи в частные руки? Не ради ли этого затевались все манипуляции? Зачем вынуждать ученых давать заключение по присоединяемой территории в ноябре, когда уже невозможно провести полноценное обследование? Зачем торопиться с решением о расширении Кумыски? Не является ли это просто подачкой, чтобы подсластить для общественности пилюлю ликвидации природного парка?» - размышляет эколог.
Как заключает Ольга Пицунова, по поводу Кумысной поляны еще можно и нужно писать обращения во все вышестоящие инстанции - и президенту, и в Генпрокуратуру, и в ФСБ. Тем временем число подписей под открытым письмом в защиту лесопарка превысило 1700.