Саратовский арбитраж: в пропаже залогов на 104 млн в ходе банкротства «Волжского дизеля Маминых» управляющие не виноваты

Дочернее общество ГК «Ростех» - ООО «РТ-Капитал» - пожаловалось в суд на действия арбитражных управляющих, проводивших процедуру в ОАО «ВДМ». По мнению заявителя, с Олега Савинова, Владимира Легалова и Юрия Адушкина следует взыскать убытки на сумму более 104 млн рублей. Именно на эту сумму «дочка» Ростеха, как она считает, утратила заложенные активы дизелестроителя. Заявление на банкротство крупного предприятия подала в мае 2015 года небольшая компания «Оптолайт», уже в июне была введена процедура наблюдения, которую вел Олег Савинов из НП СРО АУ «МЦПУ». В декабре того же года была введена процедура внешнего управления, внешним управляющим должника утвержден Владимир Легалов из НП СРО АУ ЦФО. Конкурсное производство началось после решения суда от 4 октября 2016 года, на посту конкурсного управляющего Владимира Легалова сменил в августе 2018-го Юрий Адушкин из той же арбитражной СРО. На момент введения конкурсного производства в ОАО «ВДМ» утвержденные реестром требования к должнику составляли свыше 2,912 млрд рублей, из них более 1,847 млрд приходилось на АО «Альфа-банк», на ООО «СБК-Ритейл» — 349 млн рублей, Газпромбанк – 206 млн рублей, компанию FEV GmbH – более 244 млн рублей. Крупным кредитором в ЗАО «ВДМ» было АО АКБ «Новикомбанк» с суммой требований более 188 млн рублей.
Как видно из текста решения суда, банк выдавал деньги будущему банкроту по генеральному соглашению об открытии непокрытых аккредитивов от 2013 года под залог товаров в обороте и товаров, приобретаемых в будущем для изготовления продукции. В 2018 году право получить средства от продажи залогов на сумму 104,2 млн рублей перешло к ООО «РТ-капитал».
Компания уверена, что все трое арбитражных управляющих не предприняли должных мер по сохранности имущества и не занимались его поиском, выявлением и возвратом. Это привело к утрате активов на сумму свыше 104 млн рублей, которую следует взыскать солидарно с этих специалистов. Как видно из описи, из множества единиц оборудования, которые вошли в залоговую массу по обязательствам перед банком, есть более 20 судовых дизель-агрегатов и даже газопоршневая электростанция. Так как залог был специфическим, предприятие-залогодатель имело право не держать товары в обороте мертвым грузом на складах, а продавать в ходе своей деятельности. Но при этом ОАО «ВДМ» обязан был представить залоги кредитору по его требованию и на сумму, указанную в договоре.
Балаковское предприятие в период процедуры наблюдения и внешнего управления не простаивало. Как установил суд, во втором квартале 2015 года банк проверял наличие заложенного имущества на «ВДМ», кроме того, временный управляющий Олег Савинов для анализа финансового состояния должника, получал от ОАО «Волжский дизель имени Маминых» сведения, что заложенное имущество на месте.
Территорию завода ОАО «Волжский дизель имени Маминых» охранял ЧОП, доступ посторонних лиц на территорию без пропуска был исключен. Поэтому, по мнению суда, нельзя говорить, что Савинов не обеспечил сохранность имущества. Кроме того, автор жалобы не доказал, что дополнительная охрана могла бы в большей степени обеспечить эту сохранность. Помимо этого известно, что в октябре 2015-го «Новикомбанк» совместно с представителями предприятия осматривали товары, заложенные в банке, и никакого криминала не выявили.
А вот следующая инвентаризация, которую провел уже внешний управляющий Владимир Легалов, показала, что заложенное имущество было продано без последующего восполнения. Итоги ее были опубликованы в феврале 2016 года, тогда же комиссия составила акт, указав даты продажи заложенного имущества, номера договоров и накладных. Затем внешний управляющий, по согласованию с АО «Новикомбанк», направил заявления в Балаковское ОВД, требуя провести проверку действий тех лиц, которые контролировали должника и совершали сделки по отчуждению имущества в 2014-2015 годах.
Почему полиция, имея даты и накладные, так и не установила, кто продавал залоги и кто отдавал приказы это делать, непонятно. Однако ответа от правоохранителей ни Легалов, ни его сменщик Юрий Адушкин так и не дождались. Обоих управляющих, по мнению суда, нельзя обвинить в бездействии и нежелании искать пропавшую продукцию. Из текста решения можно понять, что не все залоги некие злоумышленники успели распродать. Оставшаяся часть была продана Юрием Адушкиным с торгов, на которых удалось выручить 26,3 млн рублей, из них 23 млн было перечислено ООО «РТ-Капитал». В банкротстве ОАО «Волжский дизель имени Маминых» было немало интересных сюжетов, например, бывшему гендиректору Вадиму Церковнюку грозила субсидиарная ответственность на сумму в 3 млрд рублей. Однако арбитраж счел, что налоговики не сумели доказать необходимость введения субсидиарки. Сейчас один из старейших дизелестроителей России по-прежнему в строю: в ходе банкротства ключевые мощности были скуплены на торгах за скромную сумму в несколько десятков миллионов рублей. Функционирующее сейчас АО «Волгодизельмаш» чувствует себя вполне уверенно на рынке.
Справка «БВ». Срок конкурсного производства в ОАО «ВДМ» продлен до 28 декабря 2020 года, так как по решению суда приостановлены торги по реализации дебиторской задолженности предприятия на сумму свыше 1,1 млрд рублей. Кроме того, по ряду лотов торгов победители и вторые участники торгов уклонились от заключения договоров купли-продажи.