Подлинный Як-3, сделанный на деньги Головатого, навсегда застрял в частном музее, в Саратове установили его фанерную копию

В саратовском музее боевой и трудовой славы на Соколовой горе установили лишь копию легендарного истребителя, а подлинник зарабатывает деньги в частной коллекции Вадима Задорожного. Длившаяся пять лет борьба за возвращение боевой реликвии в Саратов закончилась поражением для областных чиновников. Напомним хронологию: в 1942 году колхозник из села Степное Саратовской области Ферапонт Головатый на собственные деньги, вырученные от продажи меда, купил на Саратовском авиазаводе истребитель Як-1. Истребитель был торжественно вручен летчику-асу Борису Еремину и прямо с завода улетел на фронт. Через два года, когда летный ресурс самолета кончился, колхозник Головатый снова скопил средства и подарил Еремину самолет Як-3, считавшийся одном из лучших истребителей Второй мировой. Если Як-1 был возвращен в Саратов и занял почетное место в музее боевой славы на Соколовой горе, то судьба истребителя Як-3 сложилась иначе. Именной самолет № 1712 с 14 звездочками на борту, символизирующими число побед летчика-аса, попал в музей ОКБ имени А.С. Яковлева (конструкторское бюро, разработчик воздушных судов системы Як), откуда в 1991 году был вывезен в США для участия в авиашоу. Вплоть до 2014 года реликвия стояла в частном музее в Калифорнии, так как дорогу обратно в Россию ОКБ имени А.С. Яковлева оплачивать не пожелало. За возвращение самолета бился Герой Советского Союза Борис Еремин, но вернуть свой «ястребок» на родину так и не сумел. Однако в 2014 году благодаря запросу депутата Госдумы Ольги Алимовой государство вспомнило о военной реликвии. На обращение депутата живо откликнулся Министр иностранных дел Сергей Лавров, и в итоге в США отправилась пафосная делегация из чиновников и политиков. Встрепенулись и саратовские власти, тем более что ответы высоких инстанций были однозначны: самолет вернется в Саратов.
Однако в том же 2014 году акционеры ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» приняли решение передать реликвию в частный музей известного коллекционера Вадима Задорожного. Только в 2016-м, благодаря настойчивости Ольги Алимовой, Александра Бернадского, Валентина Аристархова и других ветеранов САЗа, а также родственников Ферапонта Головатого, Росимущество установило, что ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» не может предъявить документы, доказывающие право собственности акционеров на самолет.
Он просто не попал в приватизационную массу, так как на момент акционирования ОКБ уже гастролировал в США. Стало быть, экспонат остался в реестре федерального имущества, является объектом казны РФ, и решение о его судьбе должно принимать государство! Борьба за возвращение легендарного истребителя в Саратов вышла на новый виток, а столичный коллекционер Вадим Задорожный сильно занервничал. Доказательство тому – статья в федеральных «Известиях», где Саратову дали понять, что он для такой крутой машины не вышел ни масштабом, ни значением, и постамент у нас низковат. А вот уважаемый коллекционер оплатил возвращение истребителя на Родину и его реставрацию. Более того, на великой силе вложенных капиталов легендарный «ястребок» вот-вот воспарит, как в боевые годы!
— Идея отдать самолет в Саратов, чтобы он стоял прикованным к земле в малопосещаемом региональном музее, а не летал на многотысячных авиашоу во славу нашей Победы, является преступлением против памяти о подвиге нашего народа в той войне и прямо противоречит поручениям президента РФ, — заявил «Известиям» Вадим Задорожный, директор Музея техники.
У Задорожнего и его идеи «многотысячных авиашоу» оказался могущественный сторонник - вице-премьер Дмитрий Рогозин, и стало ясно, что сага о геройском «ястребке», ни разу не сбитом врагом, но попавшем в сети жадности и расчета, имеет все шансы закончиться не в нашу пользу. Отметим, что слова про авиашоу - откровенный блеф, рассчитанный на безграмотные массы. Восстановить летную годность воздушного судна, выпущенного в 1944 году, невозможно. От подлинника останется только знаменитая надпись на борту, а кроме того, необходим будет большой объем наземных и летных испытаний. Причем для получения сертификата летной годности испытания проводиться должны не на одном образце. То есть для того, чтобы допустить борт №1712 к полетам, по закону надо изготовить несколько новоделов-дубликатов. Кто пойдет на такие расходы? Ясно, что не Задорожный, изрядно истощивший мошну в пылу борьбы за уникальный экспонат. Дальнейшее известно: Росимущество вдруг сменило тон и начало отвечать на все запросы, что объект споров не относится к федеральной, при этом никаких документов в доказательство чиновники не предоставляли. Даже когда лоббист Рогозин покинул правительство и возглавил «Роскосмос», усилия депутатов Госдумы, областных властей, ветеранов войны, бывших работников авиазавода не смогли снять «ястребок» с прикола. Не дожила до прямой линии с Путиным внучка Ферапонта Головатого Лидия Сергеевна Тюрникова, отправившая организаторам полное боли письмо. В борьбу за самолет включились даже дети тружеников САЗа, обратившись в прокуратуру.
Но даже наш великий лоббист Вячеслав Володин оказался вот прямо совсем бессилен… Борт №1712 намертво прирос к Музею техники в Подмосковье, он успешно монетизирован, работает на кассу частного заведения и подпитывает личное тщеславие известного на всю Россию ловца артефактов.
В Саратов же к Дню Победы прибыл макет, сработанный из фанеры, металла, стеклопластика и композитов на производственной базе предприятия «Макет РФ» в городе Уфа.
- Очень, конечно, все это грустно, столько было сил вложено в борьбу, писали ветераны, писали депутаты, писали внуки Головатова… Этот самолет – уникален, другого такого в мире нет, и он наш, саратовский, он сделан у нас, на нашем заводе, на деньги нашего земляка, простого труженика. Да только ради одной только памяти о заводе уничтоженном, ради уважения к Ферапонту Петровичу Головатому и его потомкам чиновники областные должны были вернуть самолет! - считает депутат Госдумы Ольга Алимова. – Макет из пластика вместо настоящего «ястребка» - это для меня символ подделки, это искусственный, фальшивый патриотизм, не говорю уж о том, что это все равно, что фантик подарить вместо конфеты. Но это очень модно сейчас – имитация вместо подлинников, вот в Москве Мавзолей на майские и День Победы от посещений закрывают, навешивают на стены какую-то пафосную фанеру – якобы для почета и роста патриотических чувств. Но это тоже одни имитации, чем громче праздники, тем меньше смысла, тем меньше правды.