Скандал с издевательствами над заключенными в ОТБ-1: в Саратов едет глава «Комитета против пыток»

В Саратов собирается приехать правозащитник, член президентского Совета по правам человека и глава «Комитета против пыток» Игорь Каляпин. Такое продолжение получила история с пытками и изнасилованиями заключенных в ОТБ-1, получившая известность уже за пределами России. По мнению Каляпина, винить местную общественную наблюдательную комиссию (ОНК), в том, что эти чудовищные факты прошли мимо нее, незачем. Но ОНК в регионах необходимо расширять, состав их должен меняться. Свое видение ситуации он изложил в интервью 47news. - В ОНК сегодня набраны не активисты правозащитники, которые хотят заниматься проверками, которые хотят выявлять нарушения, которые готовы и не боятся предъявлять претензии администрации учреждений ФСИН. В ОНК сегодня есть люди, которые туда пришли с чёткой установкой, что они тут, чтобы не дать развернуться правозащитникам, которые в лучшем случае - «носители западной идеологии». А в худшем – «иностранные агенты». Часть этих людей, посмотрев на всякие тюремные безобразия, свою позицию меняют. Но чаще всего это ещё и ветераны правоохранительных органов, - пояснил Каляпин. Далеко не все члены ОНК морально и психологически готовы к тому, чтобы выслушивать жалобы заключенных, в который излагаются порой страшные факты. А ведь к ситуации надо подойти объективно. Сам механизм формирования ОНК по мнению Каляпина был верным. Утверждающая их Общественная палата РФ максимально удалена от влияния региональных силовиков. Но на уровне регионов существуют свои фильтры.
- В саратовской ОНК – всего 14 человек! Я уверен, что в Саратове наверняка были правозащитники, которые хотели попасть в региональную ОНК. Но федеральная ОП приняла решение, что в Саратове будет не 40, не 20, а 14 человек. Я посмотрел состав. Ни одна фамилия мне ни о чём не сказала. Может быть, они все хорошие люди. Но очевидно, что эти хорошие люди не справляются, - делает вывод правозащитник.
Если все причастные к преступлениям в ОТБ-1 будут привлечены к ответственности, поясняет правозащитник, то в уголовном деле, заведенном по этим фактам, должно быть 15-20 человек. Кроме того, ответ должны нести те, в чью обязанность входил надзор за порядком в колонии. В частности, прокурор по надзору, который ее курировал, обязан был приезжать и беседовать с осужденными. Он не мог не знать, что там происходит, подчеркивает Каляпин, следовательно - игнорировал ситуацию, если не прикрывал виновных. А значит, должен быть не просто уволен, а осужден. Что же касается саратовской ОНК, то для эффективной работы в ней слишком мало народу. - Я считаю, что состав саратовской ОНК должен быть расширен. Туда должны войти все желающие. Те, кто не падает в обморок, когда видит эти кадры, кто готов ходить в колонии и наводить там порядок, все должны иметь возможность войти в ОНК, - подчеркнул Каляпин. ОНК в Саратове сейчас возглавляет глава комиссии Общественной палаты региона по этике Денис Соболев. По образованию он медик, окончил СГМУ, но работает в бизнес-структурах, с 2011 года руководит ГК «БИКС», занимающейся изготовлением рекламных конструкций. До сих пор никаких заявлений от саратовской ОНК по поводу выявленных фактов не последовало. Прокомментировал ситуацию только бывший председатель комиссии Владимир Незнамов, который в беседе с «Известиями» заявил, что руководство ОТБ-1 следовало менять давно и жалобы от ОНК к руководству ФСИН подавались неоднократно. По словам Незнамова, руководство тюремной больницы много лет не менялось и ее начальник был явно слаб. Не знать, что происходит в его учреждении, он не мог.  Как отметил Игорь Каляпин, что при всей чудовищности ставших достоянием гласности фактов издевательств над заключенными не следует считать, что все саратовские колонии действуют таким же образом. Но при этом, по его данным, заключенных в Саратове запугивают отправкой в ОТБ-1. Старая больница ФСИН стала местом, где людей ломают психологически, собирают материалы, чтобы шантажировать их в будущем, это собственно и причина, по который пытки попали на видео. Реакция же руководства ФСИН, по мнению правозащитника, сейчас сводится к тому, чтобы выяснить, это то, как произошла утечка компрометирующей систему информации. Никто не задает себе вопроса - «как это вообще могло происходить в колонии?». И такая позиция силовиков - очень большая проблема.
- Абсолютно убежден в том, что первое рефлекторное желание, которое появляется у ФСИНовских генералов - не «как такое могло происходить», а «как же так получилось, что у нас это видео сперли», - считает Каляпин.
Сейчас Игорь Каляпин вместе с коллегой по СПЧ Андреем Бабушкиным собирается выехать в Саратов, чтобы встретиться с потерпевшими и свидетелями. - Самое главное, что мы сейчас делаем - это решение задачи, как при содействии с местными адвокатами выстроить хотя бы мониторинг ситуации внутри этой колонии. Как выстроить диалог со свидетелями и потерпевшими, чтобы люди не остались один на один с теми, кто их пытал… <...> Я думаю, что я понимаю, какие есть болевые точки у всего процесса, который там сейчас начнётся. За чем там нужно сейчас наблюдать. Я мог бы эффективно там поработать пару недель. Ну и третье, - мы постараемся не дать забыть об этом. Ажиотаж ведь скоро уляжется, - пояснил он. Жалобы на истязания заключенных в ОТБ-1 Саратова появились не вчера. Заявление от осужденных на имя генпрокурора РФ Игоря Краснова поступило еще в декабре 2020 года, под ним подписались 6 человек, которые сообщали, что подобные вещи в тюремной больнице поставлены на поток и являются не частными случаями произвола сотрудников, а системой. Но скандал разразился только в начале октября нынешнего года, когда участники правозащитного проекта Gulagu.net разместили в открытом доступе видеоматериалы об издевательствах над заключенными в Саратове.
Сейчас в городе работает группа сотрудников центрального аппарата ФСИН, по вскрывшимся фактам возбуждено 7 уголовных дел. Глава ФСИН РФ Алексей Федотов подал в отставку, четверо сотрудников ОТБ-1, включая ее руководителя, полковника Павла Гаценко, уволены из уголовно-исполнительной системы по отрицательным мотивам.