Субсидиарку по долгам балаковского «Волжского дизеля им. Маминых» хотят переложить на Объединенную двигателестроительную корпорацию

Конкурсный управляющий посчитал входящую в Ростех АО "ОДК" контролирующим должника лицом. Но так ли это - сказать невозможно. Напомним, первая попытка привлечь топ-менеджеров и владельцев ОАО «Волжский дизель имени Маминых» к субсидиарной ответственности состоялась в 2019 году. Однако областной арбитраж отказал УФНС, требовавшей субсидиарки сенсационного размера - на сумму свыше 3 миллиардов рублей. Финансовую ответственность за разорение предприятия налоговики предлагали возложить на бывшего гендиректора и основного акционера ОАО "ВДМ". Иск о банкротстве ОАО «ВДМ» был подан в областной арбитраж в 2015 году. Годом позже завод был признан банкротом, требования кредиторов составляли свыше 3,2 млрд рублей. Из них больше половины - 1,847 млрд приходилось на АО «Альфа-банк».  В 2018 году московская компания «Салем» приобрела основные мощности дизелестроителя всего за 11,4 млн рублей. Затем компания стала 100% дочкой ОАО «Егоршинский радиозавод» (Свердловская область), производство дизелей было возобновлено новым юрлицом - АО «Волгодизельмаш». Что касается ОАО-банкрота, то торги его оборудованием и дебиторской задолженностью продолжались, но выручку приносили крохотную. Так, в конце июля за 2,2 миллиона Карина Шаповалова из Озинок приобрела право требования в сумме более 1 млрд рублей, а Алексей Дробот из Энгельса выложил 276 тыс. рублей за получение права требования к АО «Волгодизельмаш» на 2,7 миллиона рублей. Понятно, что при таких номиналах три года активных продаж вряд ли принесли банкроту хотя бы 100 миллионов рублей, так что кредиторка почти в целости-сохранности должна перекочевать в ходатайство конкурсного управляющего Юрия Адушкина. На роль ответчика Адушкин предлагает Объединенную двигателестроительную корпорацию.
Как видно из публикации на ЕФРСБ, на этот шаг управляющего сподвигло требование конкурсного кредитора ООО «СБК-Ритейл» (представляет интересы Сбербанка) обратиться в обларбитраж с заявлением о субсидиарке. Сообщение о заявлении Адушкина есть также в карточке дела на сайте арбитража, но номинал ответственности пока не указан.
Три года назад налоговики пытались привлечь к субсидиарке экс-гендиректора предприятия Вадима Церковнюка и основного акционера Сергея Сомова. Суд даже частично наложил обеспечительные меры на имущество бывших топов ВДМ. УФНС поставила в вину Церковнюку и Сомову ряд сделок, которые, по мнению заявителей, привели ОАО «ВДМ» к банкротству. Так, подозрение фискалов вызвали контракт с немецкой компанией «FEV GmbH», которой был перечислен как аванс 1 млн евро. А на контрактах с сингапурской компанией Weichai Singapure завод в Балакове потерял более 105 млн рублей аванса.
Также в списке грехов Церковнюка были признанные недействительными сделки на сумму свыше 120 млн рублей, в целом ущерб от деятельности топ-менеджера по выводу активов, уверены налоговики, составил 278,4 млн рублей.
Субсидиарно ответить по делам Церковнюка, считала УФНС, должен был и основной акционер Сергей Сомов, который вместе с пулом других держателей акций завода одобрял крупные сделки, проворачиваемые гендиректором. Так, с ведома и одобрения совладельцев, ОАО «Волжский дизель имени Маминых» подписал накануне банкротства контракты с французскими компаниями «Eneria» и «Reyes Constructions». Под контракты брались банковские гарантии, выплачивались крупные авансы, но в итоге иностранцы посадили балаковца в лужу более чем на 1,1 млрд рублей. УФНС считало, что эти сделки заключались с целью вывода денежных средств. Они нанесли вред кредиторам, так как не предусматривали возвращение авансов и подсудность на территории РФ.
Однако областной арбитраж, рассмотрев претензии по существу, пришел к выводу, что сделки не причинили существенного вреда кредиторам. Кроме того, ни один акционер ВДМ не имел контрольного пакета, также по ряду сделок поставки произошли, а нанесенный спорными сделками ущерб был меньше, чем по оценке УФНС.
В итоге Церковнюку и Сомову субсидиарки удалось избежать. Как все развернется с АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», непонятно. Заявление Адушкина судом оставлено без движения, так как нет доказательств надлежащего информирования ОДК. Более того, суд указал, что Адушкин не представил доказательств того, что корпорация имеет статус контролирующего лица. Установить это сложно: в официальной отчетности АО «ОДК» названия предприятий, состоящих в списках аффилированных лиц, не раскрываются. В перечень компаний, 100% акций которых находятся в собственности корпорации (опубликован Википедией), балаковский завод не входит. На устранение замечаний конкурсному управляющему дан срок до 8 сентября. Между тем само конкурсное производство продлено только до 28 августа.
Справка «БВ».  АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (входит в Ростех) создана по Указу президента РФ в 2008 году, производит двигатели для гражданской авиации, космических программ и газотурбинные установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты. Владеет 100% акций 18 предприятий, в основном из области авиационной и космической промышленности.