Вместо квартир строили пирамиду: следователи насчитали 15 млрд рублей, уплывших через ПК «Бест Вей» и ее саратовский офис

В Северной столице расследуется резонансное уголовное дело о создании финансовой пирамиды, под видом потребительского кооператива, обещавшего пайщикам жилье по схеме дешевле ипотеки. Топ-менеджеры ПК «Бест Вей» арестованы, окончательная сумма ущерба пока не определена, но счет, по мнению правоохранителей, может идти на миллиарды. Группа действовала с 2014 года. Ее основатель Роман Василенко проживает в Лондоне и ему пока обвинений не выдвигалось. Как пишет "Коммерсант", уголовное дело на кооператив завели после проверок Центробанка и Генпрокуратуры, они и усмотрели в бизнес-схеме «Бест Вей» пирамидальную форму. Вскоре после проверок появились первые потерпевшие от действий кооператива, заявивших о потере крупных сумм. Организация действовала в 17 регионах РФ. С ней аффилирована фирма ООО «Life is Good» и прописанная в Белизе инвесткомпания Hermes. Основатель бизнеса - Роман Василенко, бывший офицер ВМФ, выпускник Ярославского высшего военного финансового училища, предприниматель с тремя гражданствами - России, Доминиканы и Кипра, а также видом на жительство в Англии. Бизнес-образование он получал по программе MBA, несколько лет обучаясь в США, Швейцарии, Венгрии и других странах.
Услуги своего кооператива ПК «Бест Вей» Василенко продвигал как недорогую альтернативу ипотеке. От каждого клиента требовался вступительный безвозвратный взнос в размере 1-2 тысячи евро, после этого он должен был накопить в кооперативе 35-50% от стоимости выбранного жилья и только после этого пайщик становился в очередь на покупку квартиры. Доставалось жилье гражданам в итоге за счет вложений последующих пайщиков, но право собственности на квартиру до полного погашения оставшейся суммы оставалось за кооперативом.
Работа ПК «Бест Вей» продолжалась вплоть до 15 февраля этого года, даже после возбуждения уголовного дела организация продолжала принимать взносы. Это несколько помогло оперативникам - им в руки попала вся документация и все электронные носители информации, подтверждающие, что организация являлась именно пирамидой. С 2014 года кооператив собрал с 20 тысяч граждан по всей стране более 15 млрд рублей, из этой суммы на счетах кооператива обнаружились только 3 млрд. При этом по состоянию на конец 2021 года лишь 247 пайщиков успели выкупить жилье. Еще 2 тысячи квартир остаются собственностью кооператива и в случае его банкротства пайщики могут их потерять. Как рассказали потерпевшие следствию, тех вкладчиков, кому не хватало денег на квартиру, активно агитировали вкладывать сбережения в компанию Hermes, обещая прибыль до 30% годовых и бонусы при вступлении в кооператив. Офисы инвесткомпании в России находились по тем же адресам, что и офисы самого кооператива.
Сейчас под стражу взяты исполнительный директор ПК «Бест Вей» и ООО «Life is Good» Анна Высоцкая, главбух кооператива Елена Соловьева и директор «Life is Good» Александра Григорьева. Изначально уголовное дело заводилось по части 2 статьи 172.2 УК РФ - создание финансовой пирамиды особо крупного размера, но потом действия арестованных переквалифицировали как крупное мошенничество - часть 4 статьи 159.
Основатель кооператива Роман Василенко успел улететь в Лондон за несколько дней до возбуждения дела. По данным оперативников, за границей у него самого и его родственников имеется большой объем недвижимости, в том числе коммерческой. В число 17 регионов, в которых был представлен кооператив, входила и Саратовская область Офис «Бест Вей» в Саратове находился в деловом центре Международный. Официальный сайт компании и ее группы в соцсетях действуют до сих пор. Причем из группы ВКонтакте явствует, что кооператив зашел в регион приблизительно в 2016 году. Продвигала его некто Анна Орлова, представлявшаяся как доцент кафедры банковского дела (вуз не указывался) и специалист по банковскому рынку. Она выступала в Саратове и Балаково с лекциями о покупке квартир под 6% годовых, причем в Балаково, как явствует из записей, даже смогла заручиться поддержкой местной администрации. Примечательно, что в 2016 году вариант приобретения жилья через вступление в кооператив в Саратове продвигал региональный минстрой. Вместе с Союзом застройщиков министерство, которое тогда возглавлял Дмитрий Тепин, предлагало создать в Саратове жилищно-накопительный кооператив с покупкой жилья после внесения первоначального взноса. На круглом столе в рамках выставки «Строительство. Отделочные материалы. Дизайн.2016» подобные услуги предлагал кооператив ЖНК «ЖБК-1» из Белгорода. Первичный взнос у белгородского кооператива был в разы ниже, чем у «Бест Вей», 5 тысяч рублей. От пайщиков требовалось платить обязательный ежемесячный взнос в размере чуть больше 1 тысячи рублей, а все уплаченное сверх должно было идти в качестве накоплений на будущее жилье под 5% годовых. Но главная разница не в этом. Белгородский кооператив, который действует до сих пор, существует не сам по себе, а как часть строительного холдинга ЖБК-1, который не только привлекает средства граждан, но и строит дома, а также располагает собственным производством стройматериалов. В 2021 году, как писал "Коммерсант", схему развития жилищного строительства при помощи ЖНК представил на совещании в рамках Российской строительной недели председатель совета директоров белгородского АО «ЖБК-1» Юрий Селиванов. По его мнению, таким кооперативам необходима господдержка, чтобы привлечь в строительную отрасль больше средств. Государству предложили субсидировать гражданам не ипотечные кредиты, а вклады в ЖНК. По официальным данным, белгородский кооператив привлек более 6 млрд рублей, приобретено и заселено более 2 тысяч квартир. Аналогичную схему пробовали реализовать и в Воронеже, где свой кооператив создавало местное АО «Домостроительный комбинат», но организация была ликвидирована уже в 2016 году в связи с недостаточной численностью пайщиков.
Эксперты между тем отмечали, что хотя вариант покупки жилья через кооператив привлекателен, это довольно рискованная схема. Главная разница состоит в том, что купленное в ипотеку жилье сразу становится собственностью покупателя, имея лишь обременение в виде кредита, а в случае с ЖНК кооператив будет владельцем квартиры до полного погашения пайщиком долга.