Зачистка по-саратовски: мэрия взялась сносить даже крепкие старинные дома. Они виноваты лишь тем, что стоят в центре

В центре Саратова станет на 2 старинных дома меньше. Постановлениями мэрии определены к расселению и сносу двухэтажные постройки по проспекту Кирова и улице Белоглинской. Дом по Кирова, 36, расположенный в квартале между улицами Горького и Вольской - это двухэтажное здание, на первом этаже которого расположился магазин белья. Ветхим или разрушающимся он не выглядит, но постановлением от 29 октября признан аварийным и должен быть снесен до 1 сентября 2022 года. Охранного статуса дом №36 не имеет, но расположен рядом со зданием гостиницы «Волга», являющимся памятником культуры федерального значения. Все, что обещает мэрия, это сломать дом на Кирова так, чтобы не повредить гостиницу. Охранная зона памятников культуры исключает новое строительство на месте снесенного здания. Все, что там можно делать, это вести реконструкцию или строительство линейных объектов. На рубеже 2000-х и 2010 во дворе дома по Кирова, 36 снесли деревянный дом, пользовавшийся дурной славой из-за подростков, окупировавших чердак.  Деревянный дом № 11 по улице, построенный в 1916 году, - полностью жилой. Постановлением от 30 октября решено расселить и изъять для муниципальных нужд 18 квартир и земельный участок. При этом для участка утверждена схема расположения с отнесением его к территориальной зоне Ж-2 - среднеэтажная застройка. В документе ни слова не сказано о состоянии дома. К аварийным его, очевидно, не отнесли, да и внешне он таковым не выглядит. О сносе и его сроках тоже не говорится, это здание мэрия просто изымает для муниципальных нужд, пользуясь тем, что закон дает ей такое право. Интересно, что соседний дом по адресу улица Белоглинская, 11А как раз отнесен к категории аварийных и до 2022 года должен быть снесен. Также в списке есть и дом под литером 11Б, который почему-то не обозначен ни на одной карте. Таким образом, после расселения зданий на углу улиц Белоглинской и 53-й Стрелковой дивизии образуется пустой участок. Правда, отдать его под точечную застройку у чиновников уже не получится — федеральные нормативы запрещают передавать в распоряжение частных лиц муниципальную землю под аварийными зданиями. Использовать эти территории можно только под благоустройство или какие-либо социальные объекты. По мнению основателя саратовского общественного движения «Жить здесь» Александра Ермишина, беда с передачей под снос еще целых и прочных зданий, которые могли бы стать украшением любой улицы, должна решаться на законодательном уровне. Домам, даже если их признали аварийными, нужно давать шанс. Пока же в данной сфере, по его оценке, наблюдается «суета вместо системной работы», что на пользу городу не идет.
- В случае с признанием домов аварийными действует целый комплекс факторов. Тут и заинтересованность застройщиков, и не очень сильная заинтересованность мэрии и людей, которые управляют городом, в сохранении исторической застройки. И в том числе несовершенство нашего законодательства. После признания дома аварийным нет никаких иных законных шагов, кроме его сноса. Каким образом дома признаются аварийными - вопрос к экспертам, - заметил он.
Рецепт сохранения улиц от обезличивания, по мнению общественника, один — нужна законодательная инициатива, которая позволит заинтересованным лицам сохранять подобные здания. Сейчас, после того, как жильцов отселили по программе расселения ветхого жилфонда, действующая норма предписывает снести дом, независимо от того, где он находится, в центре города или на окраине.
- Нужно менять нормативную базу, убрать оттуда положение об обязательном сносе. Второе, что следует сделать, - найти такому объекту адекватного собственника, который заинтересован в сохранении здания в его нынешних объемах. Естественно, при условии приспособления к современному использованию. Если будет сформирован градозащитный совет, эту законодательную норму я попытаюсь продвинуть. Пока этого нет, те, кто заинтересован в сохранении исторической застройки, вынуждены просто бегать по таким случаям: то там экспертиза странная, то там вынесли решение о сносе, - пояснил Александр Ермишин.