Зарубежные бренды прощаются, но не уходят: западные ритейлеры не спешат освобождать площади в саратовских ТЦ и ждут новых собственников

За полгода вместо сбежавших весной зарубежных брендов в Россию зашло только 2 новых. Как заключила консалтинговая компания Knight Frank Russia, пока до Москвы добрался только монобутик Vilhelm Parfumerie, международный бренд открыл свой магазин в формате стрит-ретейла. Под данным брендом, основанным шведским бизнесменом Яном Альгреном, предлагается парфюмерия. Российскому потребителю данная марка уже знакома, но собственных бутиков компания пока не открывала. Вторым стал китайский производитель спортивной одежды и обуви Li-Ning, появившийся в Краснодаре. Основанную олимпийским чемпионом по гимнастике компанию тоже нельзя назвать новичком на российском рынке. Она предлагает спортивную одежду, обувь и экипировку для туристов и давно сотрудничает со странами ЕЭС, ее продукция доступна в интернет-магазинах, причем ценовой сегмент не самый бюджетный, цена тех же кроссовок может доходить до 12 тысяч рублей. Но на 2 пришедших в первом полугодии 2022 года бренда приходится 10 свернувших международных компаний. Для сравнения: за первые 6 месяцев 2021 года на российский рынок вышли 7 новых брендов. Приостановившие деятельность в РФ зарубежные компании, отмечают аналитики, продолжают передачу бизнеса локальным игрокам или другим странам. Всего поставили работу в РФ на паузу более 180 компаний, включая онлайн-магазины. По структуре товаров наибольшая доля приходится на fasion-сегмент (19%), товары повседневного спроса и автомобили (12%). Напоминаем, на днях из России засобирался Mercedes-Benz. Из новых брендов в России до конца года рассчитывают обосноваться в первую очередь не производители одежды или косметики, а общепит, турецкие сети фастфуда Chitir Chicken, Yesen Burger и Little Kitchen, а также кофейни Arabica. Впрочем, турецкие бренды одежды на российском рынке и так есть, сейчас adL, Mudo, LTB, Twist и Ipekyol думают, как расширить свое присутствие на рынке.
- Де-факто освободившихся площадей в ТЦ на сегодня нет, - пояснил представитель управляющей компании «Эксперт» Антон Алексеев, - часть тех компаний, которые приостановили свою деятельность, уже купили - кого-то российские компании, кого-то китайские. Насколько я знаю, сейчас большой вопрос стоит по Inditex (бренды Zara, Bershka и другие). Но никто из них еще не освободил помещение. Есть информация, что Inditex вышел на маркетплейс «Вайлдберриз», правда, непонятно для чего, то ли распродает остатки в России, чтобы не вести их обратно, то ли просто для поддержания штанов. Можно только догадываться, что они хотят этим сказать. Как показывает практика в целом ничего критичного пока не произошло: часть компаний сменила собственников и дальше продолжает работать. Хотя мы все понимаем, что договоры аренды помещений в ТЦ могут быть не расторгнуты по разным причинам, например, где-то нет одностороннего выхода из договора и будут решать через суд. Насколько я знаю, H&M и Inditex фактически не работают, но платят арендную плату.
В мае стало известно, что польский ретейлер одежды LPP, управляющий брендами Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay, принял решение продать российское подразделение китайскому консорциуму. Но в итоге в начале июля оказалось, что российская дочка польской компании LPP SA перешла в распоряжение фирмы Far East Services - FZCO, зарегистрированной в Эмиратах. Доля зарубежной компании составила 95%, еще 5% принадлежат гендиректору LPP SA в России Анне Пилюгиной.
Что же касается Inditex, то сначала в июне прошла информации о возвращении компании в РФ и открытии части магазинов Zara и Bershka. Но официальные представители этого испанского ритейлера уже через пару дней опровергли данные сведения. По данным портала Shopandmall в начале июля российские торговые центры стали подавать на Inditex в суд, требуя погашения долгов по аренде. Только в московский арбитраж поступили иски на сумму более 227 млн рублей.
Специалисты Knight Frank Russia отмечают, что сейчас российские универмаги проявляют большую заинтересованность в налаживании контактов с брендами из Кореи, Китая, Турции, ОАЭ и Казахстана, которые могли бы заменить ушедшие западные компании. Одновременно закрывшие свои магазины европейские ритейлеры стремятся сохранить возможность вернуться, отдавая бизнес в управление локальным игрокам. Как подтверждает собеседник «БВ», «двери еще не хлопнули». Но размышлять о приходе новых брендов, тем более в Саратов, пока преждевременно. Сейчас в ТЦ сезонный спад посещаемости, в Москве он достигает 30% - летом граждане покупают меньше. - Здесь проблема в комплексе. До февраля был COVID, после - метания международных ритейлеров. В Саратове не скажу, насколько мы теряем. Но в любом случае идет ежегодный летний спад, - отмечает Антон Алексеев. - Если сейчас какие-то новые бренды начинают заходить в Россию, Саратовская область - это не первый регион, в сторону которого они будут смотреть. В любом случае, поступательное движение - Москва, Новосибирск, в первую очередь города-миллионники. Когда это дойдет до Саратова, сложно прогнозировать. Все будет зависеть от размера инвестиций. Если кто-то зайдет с двумя сотнями магазинов в год, наверное, в течение года он сможет открыться и в Саратове.
Параллельно с рокировками зарубежных брендов в России отмечается бум брендов местных, в первую очередь рассчитанных на масс-маркет. Их перспективы оценил портал AdIndex. Во-первых, продолжает развивать собственные марки ритейл. Правда, если раньше речь шла о выпуске бюджетных продуктов питания и товаров первой необходимости, то сейчас торговые сети, похоже, хотят освоить новый уровень. Гипермаркеты "Лента" объявили о запуске в продажу собственного бренда INO, под ним будут продаваться средства по уходу за кожей.
Сеть "Магнит" будет торговать под собственной бюджетной маркой "Моя цена" и бьолее дорогой GUSTO di ROMA кофе, обещая импортировать сырье из Бразилии и Вьетнама. "Абрау-Дюрсо" кроме вин хочет выпустить на рынок энергетики и лимоданы в банках. Игристое вино в них тоже попробуют разливать. Маркетплейс Ozon зарегистрировал целую серию брендов товаров для дома, спорта, детей, дома и путешествий. Производить их будут с помощью партнеров, включая представленных на Ozon продавцов. Забрендировать собственную продукцию хочет даже Почта России, но дело касается лишь бакалеи и сладостей, бытовой химии и товаров для дома. Правда сразу 200 наименований. Зато Сбербанк хочет продавать собственные телевизоры под брендом Sber, причем недешевые, от 33 тысяч рублей. Готовы поучаствовать в этом эксперименте «М.Видео» и «Эльдорадо».