Глава саратовского мининвеста Александр Марченко: министерство — голова, Корпорация развития — руки

Министерство инвестиционной политики Саратовской области будет работать в связке с региональной Корпорацией развития, внедрять инвестиционные стандарты и рушить бюрократические барьеры, мешающие бизнесу зайти в регион. О том, как будет строиться работа, рассказал «Бизнес-вектору» новый министр инвестполитики Александр Марченко.

Голова и руки инвестиционной политики

- Какие направления работы будут первоочередными? Как теперь будут распределяться полномочия между Корпорацией развития и министерством инвестполитики?  - Само министерство у нас фактически создается с нуля. Сейчас идет активная административная работа по построению его функционала. Министерство — это стратег, это голова. А Корпорация развития — это руки. Поэтому каких-то споров между министерством и корпорацией нет, пересечения функций тоже. Министерство инвестиционной политики станет учредителем Корпорации развития. Поэтому это будет единый организм, который станет работать на привлечение инвестиций в регион. Мы продолжаем создавать единое окно для инвестора, но теперь это будет уже более высокий уровень. Общение на уровне министерства и прямой выход на губернатора должны послужить более эффективной реализации инвестпроектов.
Для себя мы наметили несколько направлений, с которых начнём свою работу. Одно из них - это внедрение регионального инвестиционного стандарта. Саратовская область здесь стала одним из пилотных регионов, сам же стандарт означает создание единой концепции привлечения инвестиций.
Обязательный пункт в этой концепции — наличие у региона инвестдекларации. Субъект декларирует любому инвестору, что он готов его принимать, соблюдать договоренности, заботиться о том, чтобы его бизнес развивался на территории региона. Инвестиционная карта у Саратовской области есть, но требования к ней, которые предъявляет федеральное правительство, гораздо выше, чем были. Нужны дополнительные слои, включающие, в том числе, коммунальную инфраструктуру, точки подключения и прочие детали. Безусловно, есть отдельные требования к агентствам инвестиционного развития, в случае наше области – это Корпорация развития. Есть свод инвестправил — то есть, оптимальных алгоритмов ключевых процедур при реализации инвестпроектов, сроки, формат. Фактически, это дорожные карты – каким образом работать с инфраструктурными организациями, подключаться к сетям, получать разрешения на строительство. Рассмотрением спорных вопросов между инвестором, органами власти и инфраструктурными организациями будет заниматься инвесткомитет. Его задача — максимально ускорить решение возникающих проблем. - Недавно вышло постановление правительства РФ об отмене льгот по технологическому присоединению к электросетям и для физлиц, и для малого и среднего бизнеса. Это, наверное, самый серьезный вызов. Как будет решаться вопрос на уровне региона? Возможна ли проработка каких-то местных льгот для инвесторов? - Полагаю, возможна. Но это вопрос будущего. Я думаю, мы будем обсуждать его вместе с отраслевыми министерствами – минстроем и минпромом, и от этого уже отталкиваться. Считаю, что бизнес в данной ситуации никто не бросит. Еще одно направление – разработка плана привлечения инвестиций. Мы хотим понять, как привлекать, какие отрасли в сегодняшней ситуации необходимо развивать на территории региона. Мы уже несколько лет в Корпорации занимались вовлечением муниципальных районов в историю привлечения инвестиций. Но есть еще очень много вопросов по взаимодействию с главами местных администраций, по работе муниципалитетов с инвесторами. Результатом должна стать карта инвестпривлекательности самих районов с обозначением наиболее необходимых муниципалитетам проектов. Подчеркну, что основная задача министерства инвестполитики - это максимальное уничтожение любых административных барьеров, решение вопросов, связанных с разрешением на строительство или градостроительной документацией. Саратовской области нужен любой инвестор, который готов вкладывать средства в регион. Независимо от суммы, независимо от его отраслевой принадлежности.

Добро пожаловать в промпарк

- Как правило, инвестор не идет на голое место. Ему интересно, чтобы какая-то инфраструктура на площадке уже присутствовала. Планируется ли улучшение потенциальных площадок, чтобы они стали интересны бизнесу? - Да, это тоже одно из направлений работы министерства. С начала этого года все говорят о создании государственных промышленных парков и мы работаем в этом направлении. В процессе создания находится управляющая компания промышленных парков, в Саратове и Балаково есть две площадки. Сегодня рассматриваются такие варианты, как получение федеральной субсидии, так и выделение региональной субсидии на формирование самой площадки и подведение коммуникаций. Государство за свой счет подводит сети, инвестор — строит там объекты, получает земельный участок в аренду и дальше его развивает. - Видимо, речь идет о промпарке «Столыпинский»? Когда он обретет какие-то очертания, когда станут известны примерные сроки его создания? - Дорожная карта готовится, я думаю, что через месяц мы сможем точно сказать, когда начнется работа на тех площадках, которые были предложены муниципалитетами для данного парка. Средства для начала работ, в том числе, подготовки предварительной документации, уже есть, они заложены в бюджете. Дело за созданием понятной и четкой схемы финансирования. За основу мы собираемся взять опыт наших самарских коллег по развитию площадок типа «гринфилд». И, разумеется, учтем саратовскую специфику. - А кто будет исполнять функции управляющей компании промпарка «Столыпинский»? На все государственные парки будет одна УК? - Да, будет одна управляющая компания. Она станет заниматься управлением данными площадками, привлечение же инвесторов остается в ведении Корпорации развития. Параллельно ведется работа по созданию частных промышленных парков. Один из таких парков будет на территории бывшего порохового завода, напротив инфекционной больницы, парк «Ракета» запланирован на территории ЭПО «Сигнал», от директора предприятия Александра Никонова уже поступила заявка. Мы помогаем развитию как государственных, так и частных промышленных парков, потому что площадей, куда бы мог зайти инвестор или предприятие, пока очень мало. - Какие механизмы финансирования «Столыпинского» парка рассматриваются? - Пока мы говорим о региональных деньгах. На будущее возможно привлечение федеральных субсидий. Если в следующем году будет продлена программа Минэкономразвития РФ по предоставлению субсидий на развитие промпарков, мы обязательно заявимся на нее. Если она остановится, у нас есть основная программа Минпромторга РФ, также по промышленным паркам. Их отличия – в структуризации. Минпромторг возмещает регионам уже потраченные расходы. Минэконом выделяет средства вперед, но суммы там гораздо меньшие, чем возмещает Минпромторг. При этом одновременно в двух программах участвовать нельзя.

Санкции как точка роста

- Самый болезненный вопрос: инвестпроекты и санкции. Известно, что о выходе из российских проектов заявил финский концерн Fortum, примерно в том же направлении смотрит немецкая Uniper, которые планировали у нас ветропарки. Как чувствуют себя проекты с иностранным участием? - «Юнипро» на прошлой неделе установило в Саратовской области первую вышку для съема данных по скорости ветра. Проект, который был начат нами в этом году, продолжается, и останавливаться по нему «Юнипро» не собирается. На Санкт-Петербургском экономическом форуме с компанией было подписано соглашение о реализации проекта, она подтвердила свои намерения. «Фортум», который представляет управляющая компания «Ветропарки ФРВ», намерен в конце года приступить к строительству. Сегодня полностью оформлена земля, мы с инвестором практически в ручном режиме занимаемся оформлением земельных сервитутов. «Дорожная карта», намеченная для данного проекта, выполняется. В регионе есть примеры и других развивающихся проектов с иностранным капиталом. Наблюдается лишь небольшой лаг по времени, потому что сегодня компании с зарубежным участием не имеют права ни приобрести объект или участок, ни продать его без согласия правительственной комиссии. - Некоторые проекты, особенно из сегмента индустрии развлечений, коронавирус все же поставил на паузу. Например, проект городского курорта, с которым выходил ТЦ «Город». Как они чувствуют себя сейчас? - К сожалению, остановились полностью. Кроме городских терм был и проект развлекательного центра «Чайлэнд», который тоже заморожен. Собственники ТЦ «Город» приняли решение закрыть проект, «Чайлэнд» поставлен на паузу. В последнем случае, возникли вопросы по эффективности запланированного места размещения развлекательного центра. - Какие проекты, наоборот, чувствуют себя неплохо в сложившейся ситуации? Есть ли что-то, что стартует в ближайшее время? - Сегодня мы пытаемся развивать все проекты, связанные с логистикой. Вы знаете о нашем проекте по строительству логистического центра «Вайлдберриз», надеемся, что в будущем году этот проект начнет реализовываться на территории региона. В Усть-Курдюме уже началось строительство логистического центра по размещению и продаже сельхозпродукции. Его реализует «Трейд инвест», консорциум инвесторов, в том числе, местных. - Это тот логистический центр, который давно хотели фермеры? Как центр коллективного пользования в Энгельсе? - Да. Там будет возможно и хранение продуктов, и их первичная обработка или заморозка. Плюс возможность работать с иностранными партнерами, в том числе из Узбекистана.
Отдельно у нас идут проекты, связанные с развитием грузовых речных перевозок. Компания-инвестор готова встретиться с главой региона, чтобы представить первоначальный проект. На территории Саратовской области будет создана сеть современных грузовых причалов, задействованных в перевозках зерна и других товаров на судах класса «река — река» и «река — море». Приезжают инвесторы из Череповца, с которыми мы общаемся уже несколько лет.
- То есть, логистические и аграрные проекты сейчас будут выстреливать быстрее промышленных? - Безусловно. Но, с другой стороны, у нас есть пример с «Аврора пак инжиниринг», производителем упаковочного оборудования, ставшего сейчас крайне востребованным. Собственник компании отмечает, что есть огромный спрос со стороны клиентов, не имеющих возможности покупать иностранное оборудование. Также готовится проект по производству и наклейке этикеток. Крупные компании, которые работали, в том числе, с зарубежными производителями, сегодня переориентировались на одну из саратовских фирм. Ее представители обратились к нам с вопросом о возможности приобретения одной из площадок. Примечательно, что у инвестора уже есть предварительные контракты, через год он обещает создать в регионе 160 новых рабочих мест. - Так что, несмотря на все препоны, жизнь продолжается? - Конечно, и инвесторы по-прежнему существуют. Чтобы достучаться до них, Саратовскую область надо демонстрировать, о ней надо обязательно рассказывать. О регионе должны знать и на федеральном уровне, и, безусловно, на уровне иностранных сообществ. Для этого мы собираемся развивать саратовское представительство в Москве. Одно должно стать местом встреч губернатора с крупными компаниями, иностранными компаниями, представленными в столице. И разумеется, министерство будет работать с федеральными институтами – в первую очередь, это ВЭБ, ДОМ.РФ, Корпорация Туризм.РФ. Саратов необходимо развивать, в том числе, и с туристической точки зрения. Здесь у нас тоже есть большой потенциал. Вопросы задавала Маргарита Нерода