Старинные здания Саратова: останется ли от них что-то, кроме руин, и почему Росимущество полюбило роль каменного гостя

На прошлой неделе Российский аукционный дом радостно отрапортовал о продаже двух домов-памятников в Уфе – в ходе торгов цена на них подскочила до 10,5 млн и 21 млн. рублей. Новые собственники должны за полтора года провести комплекс работ по сохранению ОКН, отреставрировать и приспособить здания к современному использованию. Ситуация абсолютно немыслимая для Саратова. Здесь все происходит с точностью до наоборот – инвесторы вкладываются в реставрацию памятников, но затем появляются Росимущество и прокуратура, обнаружившая ошибки в условиях приватизации аж 30-летней давности. В результате ОКН возвращается в госсобственность, а их бывшие владельцы клянут саратовский инвестклимат, обещая себе больше не связываться с регионом и его чиновниками.

Фасад по монастырским технологиям и драгоценное стекло

Некоторым исключением пока выглядит кейс ярославской компании «Паркинвест», выкупившей часть помещений сразу в двух исторических гостиницах – «Московской» на одноименной улице и «Волги» на проспекте Столыпина. Ремонт «Волги» еще не начался, а вот «Московской» идет бодрыми темпами, хотя сами инвесторы признаются, что работы здесь на 3-4 года. В здание свозятся исторические кирпичи, идет усиление стен. Владельцев гостиницы областной комитет культурного наследия ставит в пример как образец ответственного бизнеса. Так и хочется добавить – пока. У «Московской» обнаружились трещины в несущих стенах, в том числе внутренних. Потому их приходится сейчас укреплять. Дворовый фасад уже частично отреставрирован. Работы ведутся внутри здания на всех этажах. Как пояснили сотрудники ООО «Архитектурная студия Дмитрия Воскобойникова», технологии восстановления отработаны давно, по таким методикам возвращался облик фасадам древних монастырей. Внутри здания будет воссоздана вся историческая лепнина, убранство дверей, приведены в порядок и возвращены на прежнее место сохранившиеся старинные люстры. Самый дорогой элемент декора — стеклянные блоки Фальконье. Восстановление их с помощью завода в Петербурге обойдется в треть суммы остекления всего главного фасада, признался глава «Паркинвеста» Александр Кабанов. В итоге гостиница должна вернуться к своему прежнему предназначению: инвесторы видят здесь четырехзвездочный отель с рестораном и лобби-баром. За ярославский бизнес можно было бы только порадоваться, если бы не одно но – слишком часто в Саратове объекты ОКН отбираются у владельцев. И гарантии «Паркинвесту», что отреставрированное здание не приглянется вдруг чиновникам, никто не даст. Ярославская компания «Паринвест» приобрела помещения «Московской» в 2021 году у другого собственника, которому эти площади достались в результате аукциона. В этом история приобретения мало чем отличается от других исторических зданий Саратова. Которые позже были возвращены городу, а аукционы объявлены незаконными. Например, именно так был изъят у собственников Дом художника, расположенный на той же улице Московской. При этом все суды последних лет выносились не в пользу предпринимателей – каким-то удивительным образом Росимуществу удается каждый раз добиваться решения в свою пользу и изымать дома-памятники даже спустя 30 лет после приватизации. За ближайшим примером можно далеко не ходить, достаточно перейти улицу.

Тень Росимущества

Дом Скворцова на Московской, 81 ТУ Росимущества потребовало в госсобственность летом 2022 года. Двухэтажное здание постройки 1890-х годов занимают офисы банка и магазины. Последний собственник большей части помещений, банк «Открытие», купил его у банка «Петрокоммерц». При этом ТУ Росимущества претендует не только на те площади, что находятся во владении юрлиц, но и на квартиры, в которых живут обычные люди. Дом Скворцова - памятник культуры областного значения. Ранее мэрия Саратова хотела разместить здесь комитет по ЖКХ, на что даже заложила в бюджете 40 млн рублей. Соответствующее постановление весной 2022 года издал Михаил Исаев. Но саратовские СМИ выяснили, что владелец здания банк «Открытие» был готов продать недвижимость значительно дешевле – за 29,9 млн. А до этого вообще продавал его за 24 млн рублей и даже рассматривал существенную скидку покупателю. Когда это было обнаружено, муниципалитет резко передумал покупать объект. После этого, как будто в отместку, мэрия решила договориться с Росимуществом и «отжать» здание у собственников. Соответчиками по делу проходят банк «Открытие», ООО «Нарат-К», ООО «Мерес» и физлица. Решение по делу пока не вынесено, но все спорное здание находится под обеспечительными мерами.
Тогда же в 2022 году ТУ Росимущество добился изъятия у собственников бывшего Дома художника по Московской, 125. Это тоже памятник культуры, на данный момент не используемый.
Здание Дома художника использовалось, как муниципальных жилой фонд, в 90-х там были размещены частные наниматели жилья и студии саратовских художников. Когда 15 лет назад оно было продано с торгов, жильцов и художников пришлось расселять новым собственникам. В 2022 году Росимущество, опираясь на статус памятника культуры, изъяло объект в федеральную собственность, наплевав на сроки давности и вложенные собственниками средства в расселение. Дело рассматривал Кировский районный суд, поскольку ответчиками выступают только физлица. В июле того же года его решение поддержал областной суд.
Между тем, уже при нынешней команде чиновников – как областной, так и городской, в Саратове обсуждалось бизнес-предложение по реставрации здания и сооружении на его задах современного четырехзвездочного отеля. В поисках инвесторов проект в 2019 году возился по престижным форумам недвижимости, его поддерживала областная Корпорация развития.
Однако чуда не случилось, и вместо интересного объекта, сочетающего старину с современностью, город получил очередной проблемный памятник. Здание вернули Росимуществу, как оно намерено им распоряжаться — тайна за семью печатями. Между тем, дом тихо руинируется и скоро окончательно превратится в груду кирпичей. И тогда пристроить его в хорошие руки будет практически невозможно.

Как распугать инвесторов: можем, умеем, практикуем

А вот казармы Деконского, расположенные впритык к помпезному музею «Россия – моя история», руинами уже стали. Хотя еще в 2019 году чиновники бодро рапортовали о найденном инвесторе, готовом на условиях концессии вложить в реконструкцию здания 350 млн рублей и превратить его в детский медицинский центр. Центр хотел заработать уже в 2021 году, но власти за год (!) так и не смогли согласовать условия концессии. Объект ушел в зиму с протекающей крышей и после весеннего осмотра инвестор сам в ужасе от него отказался. В итоге исторические казармы стали этаким чемоданом без ручки – нести неудобно, выкинуть нельзя. В конце концов здание передали Областному музею краеведения, у которого нет ни денег, ни возможностей превратить его во что-то приличное. Неприглядные стены скрыли за баннером, так что объект может тихо разрушаться и дальше – вдали от взоров общественности. Да, возможно отдельным зданиям все-таки повезет – например, школе-дворцу на углу Университетской и Кутякова. Муниципалитет неоднократно пытался продать его с торгов, но бизнесменов, верящих в благородные цели власти, в Саратове не нашлось. Здание буквально навязали находящемуся за забором институту «Микроб» - федеральной структуре с мощным госфинансированием. Так что есть надежда, что школу, построенную по проекту архитектора Каллистратова, все-таки восстановят. Интересная ситуация сложилась и с гостиницей «Волга», изначально называвшейся «Астория». Она справедливо считается одним из самых красивых зданий Саратова, а скульптуры рыцарей на ее фасаде являются одним из символов города. Сейчас у здания два собственника – уже упомянутый «Паркинвест» и все то же Росимущество. Последнему по суду перешли 14 помещений общей площадью 1,5 тысячи метров, принадлежавших ООО «ПКФ «Волга-Астория». В основном, их занимал ресторан «Калиникинъ», который Росимущество и прокуратура изымали с формулировкой «истребовать из чужого незаконного владения». При этом «Волга-Астория» вполне может считаться добросовестным приобретателем. Решение суда писалось практически под копирку с решения по чуть раньше деприватизированному кинотеатру «Победа». Всему виной постановление № 301 от 28.05.1993 года Саратовского городского совета народных депутатов, дававшее добро на приватизацию объекта. Но и «Волга», и «Победа» находились до этого в федеральной собственности, а потому подобное решение не входило в прерогативу городских депутатов.
Вопрос – куда смотрели последующие 30 лет прокуратура, Росимущество, КУИ и прочие ведомства, возникает у многих. Возник он и у гендиректора и владельца ООО «ПКФ «Волга-Астория» Александра Максимова. Сейчас арбитражный суд рассматривает его иск к администрации Саратова, теруправлению Росимущества, Росимуществу РФ, городскому КУИ, Росреестру и саратовской гордуме. В третьих лицах – облпрокуратура, облправительство, министерство культуры РФ и другие структуры.
Суть иска проста – о признании незаконными действий ТУ Госкомимущества по Саратовской области, согласовавшего передачу в муниципальную собственность Саратова помещений ресторана «Волга», которые были не свободны от прав третьих лиц; о признании незаконными действий КУИ города Саратова, который продал помещения ресторана ООО ПКФ «Волга-Астория» не свободными от прав третьих лиц; о признании незаконными действий Саратовской гордумы (Саратовский городской совет народных депутатов), которые выразились в закреплении за муниципальной собственностью помещений ресторана «Волга» решением № 301; о признании незаконными действий саратовской горадминистрации в лице «Саратовский городской трест ресторанов и кафе», неправомерно распоряжавшейся помещениями ресторана, вследствие чего, ввела в заблуждение ТОО «Волга-Астория» (ООО ПКФ «Волга-Астория») об имеющемся праве распоряжаться помещениями ресторана.
Также Максимов требует признать незаконными действия города по приватизации ресторана, Госкомимущества – в незаконном внесении помещений ресторана в перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность. Ну и до кучи – признать незаконным бездействие саратовской регпалаты, не проверившей наличие прав третьих лиц на помещения ресторана перед выдачей свидетельств о собственности ООО ПКФ «Волга-Астория».
Пока дело, которое ведет судья Юлия Огнищева, ставшая печально знаменитой благодаря искам по изъятию, никак не начнет рассматриваться по существу – в нем постоянно объявляются перерывы. Но, судя по всему, решение горсовета за номером 301, принятое 30 лет назад, уже стало ящиком Пандоры. Оно отсутствует в открытом доступе, поэтому огласить весь список не получится. Хотя нет сомнений, что при необходимости чиновники будут извлекать из документа все новые объекты, невзирая ни на какие сроки давности и без малейшего сочувствия к бизнесу. Зато с готовностью угодить азарту власти все отнять. В тоже время еще один владелец помещений в здании бывшей гостиницы «Астория» АО «Волга», в собственности которого находилась остальная часть гостиницы, избежал претензий теруправления Росимущества и в 2022 году благополучно продал недвижимость ярославскому "Паркинвесту". Напомним, что фамилия Александра Бурдавицына, с которым связывают АО «Астория» и разветвленный гостиничный бизнес, хорошо известна в Саратове.  Г-н Бурдавицын оставил службу в ФСБ в звании генерал-майора, был руководителем управления Минюста по Саратовской области. В целом же, когда речь идет об исках ТУ «Росимущества», саратовское правосудие трудно заподозрить в беспристрастности. Так что владельцам исторических зданий можно посоветовать готовиться к худшему. А инвесторам, иногда еще заглядывающим в Саратовскую область, честно сказать: «Климат у нас тут такой. Рискованный».