Банкротство саратовского АО «Нефтемаш-Сапкон»: менеджмент сопротивляется попыткам выхода из кризиса, облправительство не помогает инвестору

У некогда одного из самых успешных предприятий региона, скатившегося в глубокий кризис, появилась перспектива выхода из комы, однако старый менеджмент не спешит сдавать позиции. В 2019 году между АО «Нефтемаш-Сапкон» (производитель нефтегазового оборудования) и ТД «Сапкон-Нефтемаш» (49% у акционерного общества) развернулся корпоративный конфликт, в ходе которого новый менеджмент АО расторг все контракты на выпуск продукции, заключенные торговым домом, а торговый дом начал выселять завод с проданных площадей. Результатом действий управленцев стало резкое падение выручки предприятия и срыв обязательств по платежам, что и закончилось введением процедуры наблюдения в июле 2020 года. Инициатором выступил Сбербанк, который не получил с заемщика 25 млн рублей по кредитной линии. В ноябре 2020 года Арбитражный суд Саратовской области наложил обеспечительные меры в виде запрета на проведение первого собрания кредиторов, так как на тот момент нерассмотренными оставались требования ТД «Сапкон-Нефтемаш» на сумму более 118 млн рублей и Сбербанка на 112,4 миллиона. Провести первое собрание кредиторы смогли только в сентябре 2021 года, к тому времени крупное энгельсское ООО ЭПО «Сигнал» получило права требования по значительному пакету долговых обязательств «Нефтемаш-Сапкона». В итоге производство по долгу перед Сбербанком было прекращено, долг перед ФНС на 49,7 млн рублей вошел в реестр, равно как и задолженность перед облправительством по выданной субсидии на сумму более 2,6 млн рублей. В целом в реестре на середину 2021-го стояли требования двадцати двух кредиторов на сумму 106,8 млн рублей, в том числе 2-я очередь – 11,9 млн рублей, 3 очередь, обеспеченная залогом, — 24,7 млн, 3 очередь без залога – 54,4 миллиона с неустойкой в 15,6 млн рублей.
В сентябре 2021 года на собрании были представлены кредиторы, чьи голоса «весили» 75,4 млн рублей (87,89 % от общей суммы требований, подтвержденных судом), при этом обладатели 80% долгов завода вполне предсказуемо проголосовали за введение конкурсного производства.
Все это спровоцировало новый виток сопротивления, ведь с началом этого этапа банкротства собственники теряют всякие права. Признать итоги собрания недействительными пыталось частное охранное предприятие, но потерпело фиаско еще в конце 2021 года. Дольше, самого введения конкурсного производства простояла еще одна преграда – в виде некоей московской компании «Нефтьмашинвест», сообщившей суду о намерении погасить требования кредиторов. Заявление было подано в арбитраж еще в июле 2021 года, и до марта 2022-го суд ждал, когда же компания исполнит свое намерение и погасит свыше 107 млн рублей долгов. По открытым данным, неожиданный доброхот был зарегистрирован в Москве незадолго до подачи заявления в саратовский суд. Взять на себя бремя весом более 100 миллионов рублей обещала компания с уставным капиталом в размере 50 тыс. рублей, а ее директор и учредитель Витман Андрей Владимирович еще недавно в статусе ИП выпускал мебель в одном из поселков Омской области.
Долгие обещания «Нефтьмашинвеста» областной арбитраж прекратил 22 марта, отклонив ходатайство о новом переносе сроков. В тот же день судья Дмитрий Кулапов вынес решение о введении конкурсного производства, утвердив конкурсным управляющим Валерия Борисова из САУ «Созидание».
Из материалов дела видно, что активы завода состоят из 4 участков общей площадью 48,5 тыс. кв. м , находящихся в ипотеке, 10 зданий и помещений, регистрация прав на которые либо прекращена либо запрещена, автопарка на 13 машин и прицепов, в основном преклонного возраста, двух арендованных участков по ул. Степана Разина и Аткарской. Финансовый анализ показал глубокий кризис и убытки с 2019 года, однако фактически завод остановился только в апреле 2021 года. С тех пор АО «Нефтемаш-Сапкон» находится в глубокой коме, за ворота отправились 298 человек. В 2021 году 267 тружеников завода обращались к президенту Владимиру Путину, в надежде, что первое лицо страны поможет им получить зарплату. С 29 марта по открытым источникам руководителем предприятия является конкурсный управляющий Валерий Борисов. На этом посту он сменил Артема Григорьева, тем не менее, новый руководитель не только не получил необходимые документы и печати от своего предшественника, но до сих пор не может даже попасть на территорию предприятия.
- Нефтегазовая отрасль несмотря на все трудности и давление санкций остается успешной, здесь есть платежеспособные заказчики, а у «Нефтемаш-Сапкона» все еще имеются необходимые компетенции и оборудование, - обрисовал ситуацию собеседник «БВ», на условиях анонимности. – Внушает надежду и то, что судьбу предприятия берет в свои руки такой мощный завод, как ЭПО «Сигнал», который был готов загрузить производство в Саратове заказами еще год назад. Но и сегодня у «Сигнала» есть перспективная программа для «Нефтемаш-Сапкона», однако инвестор не видит поддержки от областного правительства. В прошлом в АО ««Нефтемаш-Сапкон» трудились 400 человек, а сегодня настали времена, когда нужно драться за каждое рабочее место. Но что мы видим? На пороге стоит крупнейший кредитор, он же - реальный инвестор, но никак не может войти, а власть ведет себя просто инфантильно!
На сегодняшний день в арбитражный суд поступили новые требования от ТД «Сапкон-Нефтемаш» на сумму свыше 106,5 млн руб. Вопрос о правомерности претензий ООО НПП «Газэнергохим» на более 256,6 млн рублей должна решить экспертиза. Сначала экспертом по решению суда была назначена областная торгово-промышленная палата, но сейчас это место вакантно. Конкурсное производство в АО «Нефтемаш-Сапкон» введено до 21 сентября 2022 года.
Справка «БВ». Потеря предприятием контрактов на более 600 млн рублей произошла в 2019 году, в этот период директорами завода являлись с 19 февраля Клочков Михаил Станиславович, с 11 сентября 2019 года – Шимчук Светлана Федоровна, она же основный собственник АО. Директорский пост Светлана Шимчук оставила в апреле 2021 года, когда «Нефтемаш-Сапкон» остановился.